Лучшие шахматные программы: движки и оболочки. Сравнение шахматных программ разных лет Самая сильная шахматная программа в мире
Шахматы издревле считались интеллектуальным видом спорта, в котором были задействованы люди с незаурядными способностями. Стоит посмотреть на тех, кто занимает первые места в мировых шахматных рейтингах – это люди с поистине необычным мышлением!
Тем не менее, развитие математического анализа, точных наук, компьютерной инженерии и программного обеспечения позволило шахматам уйти далеко за пределы человеческого разума в области исчисления компьютерными программами.
Шахматные движки набирают популярность и не исключено, что в скором будущем они вытеснят настоящие шахматы и соревноваться между собою будут именно создатели программ, а не живые игроки.
На сегодняшний день существует множество различных алгоритмов. Есть программы, которые подойдут как для компьютеров, так и для портативных устройств, а есть движки, созданные специально для смартфонов.
Многообразие движков
Каждый из шахматных движков уникален по-своему. Но стоит говорить не только о лидерах и фаворитах, таких как Comodo , Rybka , Stockfish , но и о других, менее популярных программах с не таким высоким рейтингом, как у выше перечисленных. Вообще существуют шахматные движки с апи, которые можно спокойно скачать, а есть те, за которые нужно будет платить.
1. Шахматный движок Sugar
Например, Sugar – один из таких движков. Созданный на основе известного Стокфиша, «Сахар» успел хорошо себя зарекомендовать как среди отечественных, так и среди иностранных шахматистов. Это новая программа на основе UCI, которую можно скачать абсолютно бесплатно. Движок рассчитан на установку на компьютер с 64-битной системой. Теоретически, доступна версия и для 34 бит, но многие пользователи отметили проблемы при установке этой версии движка Sugar. Автор программы – Марко Зербинати.
Скачать бесплатно шахматный движок Sugar можно на странице http://mzerbinati.wix.com/sugarchess .
Даже если Вы опытный шахматист, который уже работал с лучшими программами, Вам может быть интересным знакомство с этой новой программой.
2. Движок Fruit
Еще один представитель достаточно сильных программ, но пока что не очень раскрученных и известных – движок Fruit. Сейчас его рейтинг недостаточно высок, чтобы он мог одолеть своих передовых конкурентов, но на заре его создания это была действительно мощная программа, которой с рейтингом Эло 2716 удалось занять третье место в мировом списке шахматных программ.
История Fruit
Шахматный движок Fruit впервые был презентован в 2004 году французом по имени Fabien Letouzey. Сначала это была очень примитивная программа, которая не блистала глубиной поиска, но блестящая эволюция смогла вывести Фрукт на очень высокий уровень. Версия 2.2.1 стала последним некоммерческим мероприятием автора, позднее движок усовершенствовался и стал коммерческим проектом. Также в создании программы поучаствовал Ryan Benitez, присоединившийся к разработке в 2005 году. Ему удалось создать серию интересных вариантов решения шахматных позиций, которую назвали Gambit-Fruit. Третьим создателем программы стал Joachim Rang, который контролирует качество работы программы.
3. Описание движка Shark (Акула)
Темной лошадкой на арене движков является такая программа, как Shark (в переводе на русский –«Акула»). В настоящее время об этом движке очень мало информации. Поклонники шахмат утверждают, что эта программа была создана при поддержке арабского шейха, который неравнодушен к шахматам, в том числе и компьютерным.
Шахматный движок Акула является достаточно сильным. Он вошел во многие рейтинги, как один из лучших движков для Windows 32/64 бит. По структуре своей Акула является производной от более сильного аналога Stockfish.
4. Шахматный движок Bullet (new engine)
Шахматные алгоритмы можно оценивать в различных соревнованиях и формат партий блиц является одним из лучших отображений эффективности программы, ограничивая время на ход. В этой категории следует отметить шахматный движок от Bullet , который успешно соревнуется с такими признанными мировыми лидерами, как Stockfish, Houdini, Файр, Rybka, Comodo, также шахматный движок new engine.
Движки для платформы Андроид
Поклонники смартфонов тоже могут насладиться любимой игрой благодаря программам, которые можно установить на Андроид.
Скачать сборник шахматных движков для Андроида вы сможете, пройдя по ссылке http://4pda.ru/forum/lofiversion/index.php?t324262-100.html .
Среди программ, которые подойдут для этой операционной системы, можно перечислить: Stockfish, Fruit, Shredder, AsisChess, Scid, Hamsters, Komodo, Rybka и так далее.
Партии шахматных движков интересны и увлекательны не только для создателей, но и для всего мирового сообщества шахматистов. На примерах этих поединков можно наблюдать то, как рационально или нерационально ищет решения программа, насколько глубока ее стратегия, замечает ли она какие-то стратегические позиции, заметные шахматистам со стажем.
Komodo 8 vs Stockfish 5
У матчей между шахматными программами можно многому научиться, но в то же время все алгоритмы, даже самые высококлассные, всегда требуют доработки, ведь ничего идеального не существует.
Конечно, наибольший интерес представляют партии передовых движков, которые занимают первые места в мировых рейтингах. Например, любопытная партия Houdini-Stockfish. Матч включал в себя 48 партий, 24 которых – дебютные, а до 8 хода с переменой цвета. Времени отводилось всего 150 минут на партию и еще минута может быть добавлена на ход. Силы двух движков были примерно равны, однако в окончательном счёте победа принадлежала Гудини.
Видео с этого матча Houdini vs Stockfish
Также любопытно было наблюдать за матчем между Stockfish и Comodo, во время которого удалось доказать, что последний – не такой уже и мощный движок, как о нем говорилось, хотя он достаточно длительное время был на вершине рейтингов. На партию отвели 2 часа, а также добавляли по полминуты на ход. В результате Stockfish одержал победу со счетом 49-31. Между тем, на аналогичном соревновании на несколько месяцев раньше Comodo одержал первенство.
Видео Komodo 9.3x vs Stockfish
Заключительная статья из цикла о противостоянии Каспарова с шахматными машинами
Стал последним сражением Гарри Кимовича с машиной – больше он никогда не играл с компьютерами публично. Впрочем, и его соперничество с людьми тоже продолжалось недолго. Пару лет он ещё играл в обычных турнирах, но в 2005 году решил завершить свою шахматную карьеру. Отныне шахматы стали для него всего лишь хобби.
После ухода Каспарова, в шахматах не осталось явного лидера. На протяжении нескольких лет шахматную корону оспаривало сразу несколько примерно равных по силе гроссмейстеров. Но в 2013 году на вершину поднялся молодой норвежец Магнус Карлсен. Сегодня он чемпион мира и безусловный лидер мировых шахмат.
Между тем матчи людей и машин продолжались. В 2004-05 годах в Испании состоялись два матча ведущих гроссмейстеров против лучших шахматных программ. Оба закончились победой команды машин, со счетом 3½:8½ и 4:8. В ходе второго матча состоялась также последняя на текущий момент, победа человека над одной из топ-программ при классических условиях игры. Честь столь специфического достижения выпала на долю гроссмейстера Руслана Пономарева, который смог воспользоваться оплошностью программы Дип Фриц 9.
Летом 2005 года в Лондоне состоялся матч между гроссмейстером первой мировой десятки Майклом Адамсом и шахматной машиной Гидра (на фото слева). Традиционно, игралось шесть партий. Матч закончился со счетом 0½:5½ в пользу машины. Все чего смог добиться человек в матче, это одна ничья.
И наконец, заключительным аккордом противостояния людей и машин стал матч чемпиона мира Владимира Крамника и шахматной программы Дип Фриц 10 в конце 2006 года. Снова победа машины – 4:2.
Не смотря на какие-то надежды переломить ситуацию, постепенно становилось понятно, что дни противоборства человека с машиной сочтены. По мере совершенствования алгоритмов и железа преимущество компьютеров проявлялось все более и более заметно. После поражения Крамника, матчи людей с машинами - по крайней мере в классическом формате - прекратились. Общественный интерес к ним практически иссяк. С тех пор если и удавалось организовать подобные матчи, то только в «бюджетном» варианте. Размеры призового фонда упали с нескольких сотен до пары тысяч долларов. Матчи теперь проводились с укороченным контролем времени, часто против не самых сильных шахматистов. Нередко человеку давалась фора, или же выделялся в помощь более слабый компьютер. С этого момента шахматные программы перестали быть соперником для людей, и постепенно перешли в разряд аналитических инструментов.
На фото – Владимир Крамник играет с программой Дип Фриц 10.
Как и у людей, состав сильнейших программ тоже постепенно менялся. В конце 2005 года на смену «заслуженным» чемпионам старой волны – Джуниору, Фрицу, Шреддеру и другим, пришел новый фаворит – программа Рыбка. Она намного обогнала конкурентов во всех рейтинг-листах и на протяжении пяти лет никто не смог оспорить её превосходство. С каждой новой версией она все больше и больше прибавляла в силе.
В конце 2010 года на вторые роли Рыбку отодвинул Гудини, став новым, очевидным лидером среди программ. Продержавшись на самом верху мировой табели о рангах около трех лет, он в свою очередь уступил место ещё более сильным конкурентам. С 2014 года лучшими в мире считаются сразу две программы – Комодо и Стокфиш. В настоящее время они входят в аналитический арсенал практически всех ведущих гроссмейстеров. Стоит еще отметить, что в отличие от коммерческого Комодо, Стокфиш – это программа с открытым исходным кодом. А значит просмотреть её код, или даже просто наблюдать за процессом её совершенствования, может каждый. Между тем, уровень современных программ продолжает быстро расти и предела их совершенству пока не видно.
Но вернемся к вопросу противостояния людей и машин. Могут ли сильнейшие гроссмейстеры обыгрывать лучшие шахматные программы сегодня?
Как уже упоминалось выше, нормальные матчи между людьми и компьютерами давно не проводятся, так что судить об этом можно только по косвенным признакам. В первую очередь, это конечно рейтинг. Современные программы уже более чем на 500 пунктов сильнее тех, что играли когда-то с Каспаровым и другими гроссмейстерами. Причем, даже без учета прогресса по части вычислительной техники. Следует правда иметь в виду, что по результатам многолетних тестов, прирост рейтинга у машин слегка опережает человеческий – где-то в соотношении 5:4 или 4:3. Тем не менее, запас прочности современных программ настолько велик, что лучшие из них сейчас как правило без всякого труда выигрывают у тех программ, оборону которых в свое время безуспешно пытались взломать такие шахматные гиганты как Гарри Каспаров и Владимир Крамник. Играя против когда-то «заслуженных» Фрицев и Джуниоров, современные программы легко приумножают даже совсем незначительный перевес, и без проблем доводят его до победы. В общем, посредством старых программ и рейтингов можно сделать вполне определенный вывод относительно силы игры современных машин.
Но, помимо рейтингов и матчей программ, несомненно важным является мнение и самих гроссмейстеров. По крайней мере тех, из них, кто в настоящее время постоянно играет в турнирах или занимается тренерской или аналитической работой. Без шахматных программ сегодня не обходится ни один серьезный анализ на «высшем уровне» и ведущие шахматисты (не как программисты конечно, но как пользователи), могут поведать о поведении программ очень многое:
Гроссмейстер Владимир Тукмаков:
…В общении шахматиста с машиной был заведомый лидер – человек, который задавал направление поиска, а программа, послушно следуя указаниям лидера, только вносила коррективы и уточнения. Но в последние годы это соотношение драматическим образом и необратимо изменилось. Теперь уже ЖД взял на себя роль жреца и поводыря, оставляя белковому существу возможность практически использовать рекомендации высшего разума.
Гроссмейстер Сергей Шипов:
Программы в конце первого десятилетия нового века стали уже намного сильнее людей - лучших из лучших - и это не подвергается сомнениям среди профессионалов. Каждый из нас использует лучшие программы в домашнем анализе, мы их знаем, как родных. Даже лучше…Современные программы (в первую очередь Рыбка и Гудини) обладают удивительно сбалансированной и человечной оценочной функцией. Они уже не такие жадные, как программы 90-х. Тонко чувствуют инициативу, грамотно работают с пешечной структурой, учитывают все важные стратегические факторы…
В общем, десятилетия упорной работы программистов и профессиональных шахматистов прошли не зря. Они совместно создали почти идеальных игроков, намного превосходящих нас, живых людей. Это факт.
Гроссмейстер Сергей Карякин:
…Я иногда сражаюсь с программой «Гудини» и могу сравнивать. В поединке против компьютера тебя не покидает чувство обреченности…
Возможен ли матч человек - машина сегодня? Каким он может быть? Давайте попробуем оценить варианты подобного соревнования.
Во-первых, следует отметить, что разного рода легкие партии проводятся и в наши дни. А вот для серьезного матча нужен солидный призовой фонд, который вряд ли возможен при современном общественном интересе. Но даже если оставить в стороне финансовые вопросы, то в вероятном матче человеку придется давать какую-то фору – по времени или по материалу. Иначе он вряд ли согласится играть. Фора по материалу (речь конечно идет о топ-гроссмейстерах) скорее всего выльется в одну-две пешки, или их разменный эквивалент из других фигур. К сожалению, на размер материальной форы, по-видимому не слишком влияет сила игры лучших современных программ. Что естественно делает бессмысленным сравнение этих программ с людьми.
Можно, в свою очередь, давать фору не по материалу, а скажем за счет уменьшения времени машины. Но чтобы современная программа сбавила в силе до уровня компьютеров первой половины 2000-х, потребуется выставить ей около 1 секунды на ход на хорошем современном смартфоне. Подобного рода «подгонка» силы соперников в общем-то лишает смысла само соревнование между человеком и машиной. В лучшем случае мы определим, сколько форы по времени необходимо, чтобы соперники и в самом деле уравнялись в силах. И только.
Какие же есть еще варианты? Отсутствие у компьютера дебютной книги человеку поможет мало , так как машины и без нее играют сильно . От удаления эндшпильных таблиц выигрыш будет ещё меньше . Повторение ходов из предыдущих партий в основном исключено, вследствие заметной «рандомности» сопутствующей шахматным программам на многоядерных системах. Если же давать в помощь человеку слабую программу, то сразу встает вопрос, насколько велика роль машины в результатах человека. В общем, трудно представить себе какие-то очевидные и интересные формы игры с компьютерами сегодня.
Подводя итоги, можно сказать что время громких матчей людей и машин окончательно ушло в прошлое. Компьютер сегодня не соперник, а помощник людей. Под влиянием машин, да и не только их, современные шахматы постепенно меняются. К чему это приведет, предстоит увидеть нам с вами.
Профессор Андрей Слюсарчук играя вслепую, то есть, запоминая ходы без фиксации их на шахматной доске и ориентируясь лишь на голосовые команды, за два с половиной часа со счетом 1,5:0,5 победил установленную на максимальную сложность 3000 Ело компьютерную программу Rybka-4, которую шахматный мир в 2007 году признал непобедимой.
"Спортивного интереса у меня нет, это все - научный эксперимент и шахматы - лишь инструмент для демонстрации методики запоминания, которую мы подготовили и сейчас представляем на государственную премию", - прокомментировал свою игру ученый.
Для обеспечения чистоты игры были задействованы строгие меры защиты помещения от использования технических средств несанкционированного обмена данными. С целью подтверждения отсутствия устройств приема и передачи информации перед началом игры Слюсарчука осмотрели специалисты по защите информации и члены комиссии. Были также заглушены все радиочастоты. Мобильные телефоны, блютус, мобильный интернет и другие средства передачи информации и обмена данными не работали. Хотя, заметил ведущий мероприятия, "эти меры безопасности несколько нелогичны, ведь если эту программу никто не обыгрывал, так и некому подсказывать профессору".
Слюсарчук посвятил эту игру правам человека в Украине. "Игра - это напоминание нам, что мы достойны того, чтобы друг друга любить и уважать, потому что человек - это что-то невероятное", - сказал ученый.
Присутствовавший на игре представитель Книги рекордов Украины засвидетельствовал очередное достижение Слюсарчука и пообещал направить официальные бумаги в Книгу рекордов Гиннеса, отметив: "Впервые на планете была обыграна самая сильная компьютерная программа Rybka-4, которая до сегодняшнего дня была непобедимой. Этот рекорд будет зафиксирован как мировой в Книге рекордов Украины, а документ в соответствии со всеми правилами и формальностями будет направлен, в том числе в Книгу рекордов Гиннеса".
Перед началом игры профессор сообщил также, что это его последнее подобное мероприятие в Украине. "Если в течение месяца государство ко мне не повернется лицом, то я его покину. Здесь я не имею возможности реализоваться", - сказал он.
По словам Слюсарчука, он очень хотел бы получить внимание от общества и государства в частности. "Моей главной целью является Институт мозга с клиникой, где я смогу привлекать специалистов, быть активным - буду иметь возможность быть ученым. Потому что, не имея такого полигона и условий, я не хочу творить", - отметил профессор.
Он заверил, что при надлежащем отношении к его работе уже совсем скоро может стать лауреатом Нобелевской премии.
Сноски
1 - оценочное значение рейтинга Эло. За основу принят рейтинговый список SSDF с попыткой, по возможности, приблизить его к рейтинговой шкале ФИДЕ. Методику расчета см. ниже.
2 - как правило, с погрешностью ±50%. Скорость перебора может меняться в зависимости от версии программы, стадии партии, типа позиции, глубины перебора и т. д. Источники информации см. ниже.Легенда
1976. MicroChess разрабатывался на протяжении шести месяцев 1976 года для персонального компьютера KIM-1. Покупателю высылался только текст программы, который он должен был сам набрать на клавиатуре. Первая копия была выслана 18 декабря 1976 года. По-видимому это была первая программа для персонального компьютера, которая свободно продавалась. Позднее вышли версии 1.5, 2.0. Программа получила широкую известность. Портирована на многие платформы, в том числе была предустановлена в некоторые шахматные калькуляторы.
1977. Chess Challenger - первый персональный шахматный микрокомпьютер выполненный в виде шахматной доски. Анонсирован в январе 1977 года. Поступил в продажу в марте того же года. В продаваемой модели были перепутаны обозначения вертикалей и горизонталей, отчасти из-за спешки с выпуском на рынок, а отчасти потому что в те годы в США использовалась описательная нотация, а не алгебраическая. Программа первоначально была написана Роном Нельсоном для ПК Altair 8800. Рабочий макет доски с программой был создан в течение 1976 года.
1978. Sargon находился в разработке с сентября 1977 года. Победил на первом турнире для микрокомпь-ютеров, проводившемся в рамках конференции The Second West Coast Computer Faire в марте 1978 года. Набрал 5 из 5-ти возможных очков, опередив поделивших второе место Chess Challenger и MicroChess 1.5 на 2 очка. Позднее Sargon был портирован на Apple II, под микропроцессор 6502.
1979. Ещё в 1978 году Sargon II участвовал в североамериканском чемпионате ACM 1978 на персональном компьютере Jupiter III, разогнанном предположительно до 4,3 МГц. Занял 5-е место, опередив многие суперкомпьютеры. В 1979 году вышла версия для персонального компьютера TRS-80. Был также портирован на многие другие ПК. В том же 1979 году вышла версия Sargon 2.5, которая была предустановлена в электронных шахматных досках фирмы Applied Concepts. В 1979-80 гг. Sargon 2.5 показал в двух турнирах перфоманс 1641 и 1736 пунктов по шкале USCF.
1980. Fidelity Chess Challenger X - экспериментальная турнирная модель. Выиграла первый микрокомпьютерный чемпионат мира WMCCC 1980. На рынок была выпущена в следующем году под маркой Fidelity Champion Sensory Chess Challenger (на 2 МГц). Заняла 3-е место на североамериканском чемпионате для "больших машин" ACM 1980. Причем в последнем туре, в районе 26-го хода, в партии против будущего чемпиона имела абсолютно выигранную позицию, но все же проиграла. Для чемпионата ACM 1980 процессор разогнали до 4 МГц.
Приходится вписывать в таблицу экспериментальную модель, но других достойных кандидатов в тот год просто не было.
1981. Чемпионат WMCCC 1981 выиграла Fidelity X - очередная экспериментальная модель. Для чемпионата процессор разогнали до 5 МГц. На рынок была выпущена в конце того же года (неточно - данные разнятся) под маркой Fidelity Elite Champion Sensory Chess Challenger. По-видимому являлась прототипом будущей серии Elite A/S, Prestige, и выпущенной в 1983 году программы для персональных компьютеров Sargon III.
1982. Модели Prestige отличалась от Elite A/S внешним оформлением. Программы же часто были взаимозаменяемы. Например, программа из модели Prestige использовалась в ранних версиях Elite A/S в 1983 году, до тех пор пока не была подготовлена собственно сама программа Elite A/S. В свою очередь, начиная с WMCCC 1983, уже программа из Elite A/S устанавливалась в новые модели Prestige-В.
1983. Elite A/S - чемпион WMCCC 1983, проводившегося в Будапеште. Самая "медленная" версия из серии Elite A/S. Позднее на рынок выпускались версии 3,6 и 4 МГц. В следующем году одна из них, разогнанная до 6 МГц, поделила 1-4 места на чемпионате мира в Глазго.
1984. Super Constellation - первый микрокомпьютер официально получивший рейтинг 2018 USCF и звание "эксперт" по классификации американской шахматной федерации. Его называли "Супер Конни" и "Блиц-монстр". Не раз обыгрывал мастеров, в том числе WIM Diane Savereide (2240 FIDE) в товарищеском матче и NM Jerry Simon (2207 USCF) в чемпионате США. Но все же явным лидером среди микрокомпьютеров не был. Программа выделялась своеобразным, агрессивным, где-то спекулятивным и почти человекоподобным стилем игры.
1985. Mephisto Amsterdam устроил настоящий погром на микрокомпьютерном чемпионате мира WMCCC 1985 в Амстердаме. Три версии программы под номерами 1, 2 и 3 набрали в сумме 22 очка из 24-х возможных и заняли весь пьедестал почета, с огромным отрывом от преследователей. С этого турнира началось доминирование программ Ричарда Лэнга. На предыдущем чемпионате WMCCC 1984 его программа для ПК Psion поделила места с 1-го по 4-е.
1986. Первая модель Mephisto с полностью 32-битным процессором 68020. На WMCCC 1985 такой процессор уже использовался, но только в экспериментальной версии на ПК, которая и выиграла чемпионат. В продажу тогда поступила модель Mephisto Amsterdam на базе процессора 68000.
1987. На WMCCC 1987 Mephisto Roma был разогнан до 25 МГц.
1988. Первый Мефисто с хэш-таблицами. Уверенно выиграл чемпионат WMCCC 1988, участвуя версией разогнанной до 30 МГц. В том же году машины Мефисто и Фиделити успешно выступили на "большом" чемпионате ACM 1988, где заняли 3-е и 2-е места соответственно, сразу же после Дип Сот.
1989. На WMCCC 1989 Mephisto Portorose выступал на машине 68030/40 МГц. После чемпионата в продажу поступила версия на 68020/12 МГц за 4600 DM (в пересчете - 2300 евро). Можно было заказать и "турнирную" версию на 68030/36 МГц за 7600 евро. Её было продано всего несколько десятков комплектов. Она была в несколько раз быстрее и почти на 100 эло сильнее обычной версии.
1990. Mephisto Lyon выступал/продавался аналогично Mephisto Portorose. Они мало отличались.
Mephisto Lyon - последний чемпион мира в серии Мефисто. По сути, вместе с ним заканчивается эра специальных шахматных компьютеров с предустановленными программами, так называемых "электронных шахматных досок". С тех пор какие-то модели ещё выпускаются, но уже не играют решающей роли. Со следующего года начинается бенефис программ для персональных компьютеров. Программа Мефисто тоже мигрирует на ПК, под новым названием Chess Genius. В 2015 году, впервые за долгие годы, для любителей настоящих шахматных "досок" была выпущен специальная версия Мефисто, средней силы, под маркой Millennium ChessGenius Chess Computer.1991. Gideon играл на специальном ПК, оснащенной RISC-процессором марки ARM - одним из далеких предшественников процессоров современных смартфонов. "Шахматная машина" продавалась в виде платы расширения для установки в стандартный разъём ISA персонального компьютера IBM PC. В комплекте шли две шахматные программы Кинг и Гидеон.
Гидеон выиграл чемпионат WMCCC 1991 на процессоре частотой 32 МГц, в то время как в свободной продаже пока были только модели на 16 МГц.1992. Гидеон неожиданно победил на чемпионате мира для "больших машин" WCCC 1992, на котором не существует ограничений на производительность. Правда, надо сказать что суперкомпьютеров на том турнире было немного.
1993. Мефисто Ричарда Лэнга был переписан под ПК и начал продаваться под новой маркой "Чесс Гениус". Некоторое время использовалось также название Мефисто Гениус. Выпускались две версии, одна традиционно под платформу 68000 для "досок", а вторая под процессоры 86000-й серии для ПК.
1994. Год славы Гениуса. Он обыгрывает Каспарова со счетом 1,5-0,5 в Лондонском турнире Intel Grand Prix по быстрым шахматам. В матче играла предрелизная версия 2.9.
1995. В первой половине 90-х МЧесс постоянно находился в группе лидеров. Ещё в 1991 году он играл примерно на одном уровне с топовыми моделями Мефисто и "Шахматной машиной". В конце 1995 года он снова делит первое место во многих рейтингах, на этот раз вместе с Чесс Гениус 3. В том же году МЧессПро выигрывает микрокомпьютерный чемпионат мира WMCCC 1995.
1996. Эд Шредер за свою жизнь написал немало программ. Его программы выходили ещё в "младшей" серии Мефисто, под маркой ММ IV и ММ V, на базе устаревшего процессора 6502. В начале 90-х он наконец вышел из тени "короля Лэнга" со своим Гидеоном. Его наиболее известная программа для ПК называлась Ребел, и в конце 1996 года она ненадолго обошла конкурентов.
1997. Хиаркс уже засветился наверху в начале 90-х, когда выиграл микрокомпьютерный чемпионат мира 1993 года, но настоящий авторитет программа заслужила с середины десятилетия. Её лучшую, относительно других программ, оценку позиции отмечал сам Гарри Каспаров. На протяжении второй половины 90-х и первой половины 00-х Хиаркс постоянно находился в группе лидеров, а в 1997 году поднялся на самую вершину. В том же году Хиаркс обыграл IM Deen Hergott (2485 FIDE), в матче на классическом контроле, со счетом 4-2 (+3=2-1).
1998. Долгожданное пришествие 32-битных программ на ПК. Переход на 32 бита позволял прирастить скорость в 1,5-2 раза, чем и воспользовался Фриц 5. Ранее практически все программы для ПК были 16-битные, хотя подходящие процессоры выпускались уже много лет.
1999. Джуниор 6 - пожалуй, единственная программа игравшая на общих условиях в человеческом супертурнире с классическим контролем. Это произошло в 2000 году в Дортмунде, где запускавшийся на мощном сервере, Дип Джуниор 6 занял место в середине таблицы, заслужив турнирный рейтинг в 2700 эло.
2000. Начало эры распараллеливания на ПК. Многопроцессорная версия Фрица, под маркой Deep Fritz, была выпущена в конце того же года, отдельно от Fritz 6. В течение двух-трех лет свои многопроцессорные/многоядерные версии появляются у большинства ведущих программ и проблема качественного распараллеливания становится актуальной.
2001. Chess Tiger 14.0 - своеобразная программа, выпускавшаяся по сути в двух вариантах - обычном и гамбитном (под маркой Gambit Tiger). В целом не превосходила по силе лучшие программы, но в тот год делила первые места рейтингов вместе с разными версиями Фрица.
2002. Вничью с чемпионом мира. Осенью 2002 года одна из поздних версий Deep Fritz 7 сыграла матч из восьми партий с Владимиром Крамником. Компьютер не уступил - 4:4.
2003. Программа Шреддер стала открытием второй половины 90-х, когда выиграла микрочемпионат 1996 года. На протяжении первой половины 00-х принадлежала к элитному клубу движков. В 2003 году наконец-то заслуженно поднялась на вершину рейтинга, достаточно уверенно опередив конкурентов.
В том же году предрелизная версия Джуниора 8 сыграла вничью матч с Каспаровым (3:3).2004. Запас прочности у Шреддера был достаточно высоким, что позволило ему и в 2004 году оставаться на вершине.
2005. Фрукт - программа, наиболее сильно повлиявшая на развитие шахматных движков в последующие пять-десять лет. Причиной стал исходный код, открытый к просмотру для любого желающего, в сочетании с изрядной силой игры. Чемпионом мира Фрукт правда не стал, но зато возглавил рейтинг-лист SSDF. Столь мощной программы с открытым исходным кодом не появлялось уже давно, что в свою очередь повлекло за собой некоторые долгоиграющие последствия.
В тот год в мире компьютерных шахмат появилась целая группа интересных программ. В частности, чемпион мира Zappa, а в конце года и настоящий феномен - Рыбка.
2006. Рыбка - восходящая звезда и новый гегемон в мире компьютерных шахмат на ближайшую пятилетку. Произвела просто шоковое впечатление на современников, вынырнув в самом конце 2005 года буквально из ниоткуда. Спустя пять лет была обвинена в заимствовании кода из Фрукта и лишена многих регалий.
2007. Год постепенного улучшения второй версии Рыбки. Каждый её следующий вариант был немного сильнее предыдущего, пока наконец к середине года не была выпущена финальная версия - Rybka 2.3.2а.
2008. Очередное глобальное улучшение Рыбки. Вышла 3-я версия с прибавкой в силе около 100 пунктов эло. У Рыбки нет конкурентов. Полная доминация.
2009. В течение года ничего особенного не произошло, если не считать появления некоторых предвестников последующих событий.
2010. Появление в конце 2009 года в сети сильной программы и свободно распространяемого кода неизвестного происхождения, под названием "Ippolit", запустило целую цепочку скандалов, связанных с неправомочным использованием кода в различных шахматных программах. Сначала автор Рыбки обвинил Ипполит и все последовавшие за ним программы в воровстве кода. Затем специальная комиссия Ассоциации компьютерных шахмат (ICGA) нашла в ранних версиях Рыбки обширные заимствования из Фрукта, что привело уже к дисквалификации самой Рыбки. В декабре в 2010 года, из группы программ основанных на коде Ипполита выделился Гудини 1.5, поднявшись на самые вершины различных рейтингов. Своей силой игры эта свободно распространяемая программа произвела впечатление на все слои шахматного сообщества.
2011. В этом году Гудини 2 стал уже коммерчески распространяемой программой, но не произвел такого сильного впечатления как предыдущая версия.
2012. Гудини 3 по прежнему явный фаворит в мире компьютерных шахмат. В 3-й версии заявлено улучшение на 50 пунктов по сравнению с предыдущей.
2013. Заявлены те же 50 пунктов. По неизвестной причине, на этом этапе совершенствование шахматной программы было приостановлено автором.
2014. Преследователи Гудини наконец-то его обогнали. Стокфиш и Комодо на пару стали сильнейшими программами последующих лет. Летом 2014 года Стокфиш 5 становится победителем неофициального чемпионата мира TCEC, сезон 6.
2015. Некоторая заминка у Стокфиша. Комодо обгоняет Стокфиша, отчасти вследствие лучшей масштабируемости на многоядерных системах.
2016. Год ознаменовался взлетом Стокфиша, наконец-то разобравшимся со своими проблемами.
О скорости
Источники данных по скорости перебора:
№ 4. Levy/Newborn 1982, ч. 2, стр.83.
№ 8, 9. www.chessprogramming.wikispaces.com/WMCCC+1983 ; "Соmputerschach und Spiele" 4"1983, стр. 4-5.
№ 17. www.chessprogramming.wikispaces.com/WMCCC+1991; www.chessprogramming.wikispaces.com/WCCC+1992
№ 18. www.chessprogramming.wikispaces.com/WCCC+1992
№ 19. "Selective Search" №54, стр.19Для остальных программ скорость приведена в пересчете. Исходные данные взяты из "Fritz Chess Benchmark" Sedat"а и из http://www.stmintz.com/ccc/index.php?id=41270 для Fritz 5.32, Fritz 6, Deep Fritz 7, Houdini 1.5; www.chessprogramming.wikispaces.com/WMCCC+1991 для Мефисто Лион 68020.
Следует иметь в виду, что у разных микропроцессоров шахматная производительность на мегагерц отличается. По данным "Selective Search" №34, стр.11 и №37, стр. 18 реальная скорость в шахматных приложениях процессоров 6502/ 68000/ 68020/ 68030/ 8086/ 80486 на одной и той же частоте соотносится как x1/ x0,55/ x0,9/ x1,2/ x0,25/ x1,5.
Процессор Z-80, по-видимому тоже в 2-3 раза медленнее чем 6502 на той же частоте. См. "Соmputerschach und Spiele" 4"1986, стр. 36.
Кроме того, следует учитывать, что даже на одной и той же машине, разные программы выполняют перебор с разной скоростью.Приведенные в таблице рейтинги взяты в основном из рейтингового списка SSDF и пересчитаны через линейную функцию, с целью приближения их к рейтингу ФИДЕ. Функция пересчета подобрана на основе партий против людей, которые организаторы рейтинга SSDF использовали для калибровки около 1985, 1990, 2000 гг. Поправка берется из расчета +200 эло на рейтинге 1500 SSDF и постепенно снижается до +0 эло на рейтинге 2700, с выходом за границы диапазона.
Функция пересчета:
Поправка = 450 – SSDF/6
или,
Рейтинг = 450 + 0,833 x SSDFРезультаты округлены до десятков. В диапазоне 1750 - 2850 погрешность можно оценить как ±100 эло для каждой программы в отдельности (вследствие обобщения погрешности рейтингов SSDF, FIDE и функции пересчета) и ±30 эло относительно друг друга. В диапазонах свыше 2850 эло и ниже 1750 погрешность значительно больше указанных значений. В верхнем диапазоне вследствие отсутствия возможностей для калибровки рейтинга, а в нижнем диапазоне вследствие окончания основного списка SSDF.
Следует отметить, что рейтинги в верхнем диапазоне практически невозможно соотнести с рейтингами ФИДЕ с приемлемой точностью. В первую очередь из-за того, что плотность позиций в рейтингах зависит от производительности тестовых компьютеров, а соотнести производительность с человеческими шахматами не представляется возможным. Могли бы помочь тестовые партии с людьми, но для этого нужны соперники примерно равной силы, которых, очевидно, на таком уровне нет.
Рейтинги для:
MicroChess - получены на основе данных рейтинга CCRL 40/4, а также тестовым играм, в том числе с программой Chessmaster 11;
Fidelity Chess Challenger - на основе данных www.schach-computer.info , а также Douglas Penrod "Computer Chess Newsletter", Issue 1 (1977);
Sargon - по тестовым играм, в том числе с программой Lucas Chess 8.11;
Sargon II - из Levy/Newborn 1982, ч. 2, стр.83, а также по тестовым играм, в том числе с программой Lucas Chess 8.11.Рейтинг MChess Pro 5.0 округлен в большую сторону, чтобы согласовать его с рейтингом Chess Genius 3, у которого он также округлялся в большую сторону.
Рейтинги Houdini 1.5, 2, 3, 4 и Stockfish 5 пересчитаны из рейтинга CCRL 40/40, вследствие отсутствия этих программ в рейтинге SSDF.
Будущее шахмат за компьютерами. Трудно найти человека, который не согласится с этим утверждением.
Однако эти слова не совсем точны. В общем и целом компьютеры стали для шахмат и настоящим .
За шахматной доской человек и машина противостоят друг другу, но самыми увлеченными учителями шахмат являются разработчики программ, а самыми лучшими учениками - компьютерные движки.
С жадностью поглощая каждую крупицу шахматной науки, движки совершенствуются все быстрее. Машины великодушно оставили людям возможность соревноваться между собой, взяв на себя исследование неизведанных областей шахмат.
Они демонстрируют невообразимый уровень игры, и зачастую лучшие представители рода человеческого не могут до конца раскусить умопомрачительно изящные маневры, которые проводят компьютеры, не прилагая для этого видимых усилий. Конечно, за кадром движки заняты просчетом миллионов вариантов, что, в совокупности с их выдающимися способностями проводить сравнение получаемых позиций, позволяет им играть в шахматы с невиданной точностью.
Хотя любая шахматная программа хорошего уровня в состоянии легко обыграть лучших в мире индивидуумов, существуют огромные различия в силе среди движков.
Подобно тому, как Магнус Карлсен, Фабиано Каруана, Виши Ананд, Веселин Топалов и Хикаро Накамура (и прочие) доминируют в шахматном мире людей, также и элитные движки царят в мире компьютерных шахмат.
Вашему вниманию предлагается пятерка сильнейших шахматных движков. Поделитесь, пожалуйста, с нами своими мыслями о компьютерных шахматах, оставив комментарий на нашей странице в Фейсбуке .
5. Gull 2.8b (англ. "чайка", произносится - "галл")
Рейтинг: 3214
"Галл" можно назвать дебютантом среди элиты компьютерных шахмат. Этот бесплатный движок на основе открытого кода создан Вадимом Демичевым по образу и подобию 2-х других более ранних шахматных программ: "Айвенго" и "Стрелки".
В новой версии рейтинга компьютерных шахматных программ CCRL 40/40 Pure (в котором для предотвращения размывания показателей от каждого семейства движков представлена только одна версия) "Галл" завоевал 11 баллов, расположившись на 5-м месте среди лучших шахматистов Вселенной.
4. Fire 4 (англ. "пламя", произносится - "фаер")
Рейтинг: 3229
Картинка с сайта Fire
"Фаер" - бесплатный движок, который ранее функционировал на основе открытого кода (но больше его не использует).
Его разработка началась в 2010-м году, и поэтому "Фаер" можно назвать еще одним быстро прогрессирующий представитель мира компьютерных шахмат. В рейтинге компьютерных шахматных программ CCRL pure он набрал на 16 баллов больше своей версии с обычной базой данных, превысив аналогичные показатели всех движков из топ15.
3. Houdini 4 (англ. "Гудини")
Рейтинг: 3277
картинка с сайта Гудини
Гудини - платный движок, который раньше был сильнейшим в мире, но и сегодня остается мощной шахматной программой.
По словам создателей: "Название "Гудини" было дано за стиль позиционной игры, демонстрируемый движком, его стойкость в сложных позициях и способность обороняться с упорством и находить спасительную ничью, иногда находясь на волосок от гибели".
2. Stockfish 6 (англ. "вяленая рыба", произносится - "стокфиш")
Рейтинг: 3318
Картинка с сайта Stockfish
Хотя данная статья посвящена пятерке лучших компьютерных движков, но на самом деле правильнее было бы говорить о двух лучших и всех остальных. Вот какой большой разрыв образовался между парой Стокфиш-Комодо и остальным пелотоном. Эти два движка постоянно перехватывают корону компьютерного короля друг у друга, по праву заслужив звание сильнейших в истории шахмат.
Главные преимущества Стокфиш, заключаются в том, что он бесплатный, использует открытый код и поддерживает кросс-платформенность.
Комодо - лучшая платная программа, ставшая безоговорочным чемпионом в 2014-м году, после чего ее в этом году ненадолго превзошла новая версия Стокфиш. Затем его разработчики выпустили 9-ю версию Комодо, которая приблизительно на 50 рейтинговых баллов превзошла свою предшественницу.
“Я поражен до глубины души игрой Комодо. Я наблюдал и анализировал все партии и стал свидетелем безупречной позиционной игры, равной которой никогда не показывали ни компьютеры, ни люди.”
Что вы думаете о компьютерных шахматах? Поделитесь с нами своим мнением в разделе "Комментарии".