Запись на минидиск, Замечания о записи, Полезные советы для записи – Инструкция по эксплуатации Sony mds-e11. Запись на минидиск, Замечания о записи, Полезные советы для записи – Инструкция по эксплуатации Sony mds-e11 Схема расположения дорожек
Б. Я. Меерзон, А. Я. Щербаков
Мини-диск (MD) – один из последних форматов в эволюции дисковых носителей звуковой информации, разработанный фирмой Sony.
Он меньше обычных компакт-дисков (диаметр всего 64 мм), но при этом не уступает им в качестве и продолжительности звучания записанной на нем музыкальной программы.
Это достигается за счет сжатия (уплотнения) данных, о стратегии которого речь пойдет ниже. Малый размер MD обеспечивает быстрый доступ к данным в любой точке диска меньше чем за 1 с.
На рис. 1 изображен MD-плейер для проигрывания мини-дисков.
Формат мини-дисков предусматривает использование двух видов носителей – незаписываемых дисков типа CD и записываемых магнитооптических дисков (рис. 2). Последние дают возможность производить на них повторные записи, стирая программы, записанные ранее. Эта "реверсивность" записываемых мини-дисков делает их прямыми наследниками записей на магнитной ленте, незаменимыми при оперативной подготовке программ радиовещания и в других подобных случаях. Оба дисковых формата для защиты от механических повреждений помещены в картриджи. Общий вес такого пакета приблизительно около 18 г.
Незаписываемый мини-диск очень похож на CD. Он записывается заранее обычным для CD оптическим методом (с помощью лазера), тиражируется в заводских условиях прессованием и предназначается только для воспроизведения. Из-за того что запись в этом формате производится со сжатием данных, записи на этих мини-дисках не совместимы с обычными CD.
Записываемый, или, точнее говоря, перезаписываемый диск в принципе не является новшеством. Это магнитооптический носитель, применявшийся и ранее в компьютерной технике (CD-MO). Но магнитооптическая среда для мини-диска была усовершенствована, устройство записи стало намного проще, а сама запись требует меньшего потребления энергии.
Принцип записи на мини-диск
Существует несколько методов записи на перезаписываемые ("реверсивные") носители, но для мини-дисков выбран метод модуляции магнитного поля (MFM) как наиболее надежный и дающий возможность производить перезапись практически бесконечное количество (до 1 млн.) раз. Причем, при каждой новой записи старые данные автоматически стираются.
Суть этого метода состоит в том, что при разогреве ферромагнитных материалов выше определенной температуры, называемой точкой Кюри, кривая их магнитной восприимчивости резко стремится вверх и увеличивается во много тысяч раз. Если разогреть такой материал в некоторой точке до температуры, несколько превышающей точку Кюри, и воздействовать на материал магнитным полем слишком слабым, чтобы оставить след на холодных участках, то разогретая точка после ее охлаждения до температуры ниже точки Кюри сохранит намагниченность, т. е. ее магнитное состояние зафиксируется.
Записываемый магнитооптический мини-диск формируется на подложке из поликарбоната, на котором между двумя слоями диэлектрика располагается магнитооптический (рабочий) слой. Поверх этой конструкции наносятся отражающий алюминиевый слой, защитный слой и смазка из кремнийорганического соединения, по которой должна будет скользить магнитная головка. На рис. 3 изображено сечение диска.
Магнитооптический слой мини-диска представляет собой специальный сплав железа, тербия и кобальта (FeTbCo) с очень низкой коэрцитивностью – приблизительно 80 Эрстед (6,4 кA/м). Это важно для того, чтобы, несмотря на то что магнитная головка не касается непосредственно рабочей среды, величина намагничивающего поля оказалась бы достаточной и не потребовалось бы его увеличения, которое неизбежно повлекло бы за собой большее выделение тепла и повышение потребляемой мощности.
Чтобы записать информацию на магнитооптический слой, необходимо воздействовать на него не только магнитным полем головки записи, но и одновременно разогреть соответствующую точку носителя до температуры Кюри. Делается это с помощью луча лазера.
Для применяемого в мини-дисках в качестве носителя записи сплава FeTbCo температура, соответствующая точке Кюри, примерно равна 185 C.
И это обоснованный выбор: ниже возникает зона, где появляется опасность случайного повышения температуры при простом хранении записей до критической величины, когда возможно разрушение записи.
Более высокие температуры не годятся из-за естественного роста энергии, необходимой для разогрева. Поэтому в качестве материалов для рабочих слоев магнитооптических дисков используют сплавы редкоземельных элементов. Обратите внимание на то, что ошибочное стирание данных на мини-диске практически невозможно, так как для этого требуется одновременное воздействие определенной (выше точки Кюри) температуры и магнитного поля.
Итак, магнитооптические системы записи строятся достаточно примитивно.
Для этого магнитная головка позиционируется поверх лазерного источника на одной с ним оси с противоположной стороны диска (рис. 4). Сфокусированный луч лазера нагревает локальную область дискового носителя, на которую воздействует рассеянное магнитное поле головки записи довольно слабое, чтобы произвести запись на холодных участках. Однако его достаточно, чтобы при вращении диска в первые моменты остывания разогретого участка записать на нем информацию в виде намагниченности определенной полярности: "север" – N или " юг"- S.
Таким образом, разные полярности намагниченности предварительно нагретых пятен в магнитооптическом слое соответствуют цифровым логическим уровням "1" и "0". Размер такого пятна с записью, а следовательно, и плотность записи на магнитоэлектрические диски определяются размером сфокусированного светового пятна лазера и продолжительностью цикла реверсирования модулирующего магнитного поля головки записи. Для этого была разработана специальная головка, которая допускает быстрое перемагничивание (приблизительно в течение 100 нс). Очевидно, что поверхностные слои диска не препятствуют мгновенному прогреванию рабочего слоя. Запись выполняется наложением новых записей на прежние с автоматическим уничтожением последних.
Считывание информации с дисков
Как уже было сказано, существует два типа дисков и для каждого из них применяется своя система считывания. Незаписываемый диск (MD-DA) подобен компакт-диску. Для его считывания используется тот же лазер, что и при записи, но на более низком энергетическом уровне. Отраженный лазерный луч изменяется по интенсивности в зависимости от информации, записанной в виде питов (углублений) на поверхности диска. На рис. 5 изображен процесс считывания информации с такого диска.
Записываемый диск (MD-R) использует другую систему считывания, поскольку данные записаны не системой питов, а сохранены в виде изменяющейся от точки к точке полярности намагниченности магнитного слоя. В этом случае считывание информации также выполняется лазером.
Лазерный луч падает на дисковую поверхность, проходит через магнитный слой и затем отражается от отражающего слоя. Однако, проходя через магнитный слой, плоскость поляризации лазерного луча изменяется в зависимости от того, с какой полярностью этот слой в данной точке намагничен. Поворот вектора поляризации пучка света под влиянием магнитной среды, через которую он проходит, называется эффектом Керра.
На рис. 6 изображен принцип считывания информации с записываемого магнитооптического диска.
Итак, имеется два вида считывания мини-дисков:
- считывание незаписываемого диска типа CD, при котором выходной сигнал ВЧ такой же, как в CD;
- считывание записываемого диска типа MO: здесь поток ВЧ непрерывен, но с изменяющейся поляризацией.
Для считывания информации с дисков обоих типов используется один и тот же двухфункциональный лазер. Однако в оптическую головку системы добавляют (если сравнивать с CD) еще один элемент – поляризационный анализатор, так называемую призму Уолластона (Wollaston). Дело в том, что эффект Керра слаб.
Поворот вектора поляризации, даже в самых благоприятных условиях, не превышает одного градуса, и приемники света не реагируют на поляризацию. Задача призмы Уолластона преобразовать угол поляризации в интенсивность света, который затем направляется на два фотодиода (рис. 7).
Призма Уолластона – это комбинация двух кварцевых резонаторов. Лазерный луч, отражаясь от отражающего слоя диска магнитооптического типа, проходит через этот кристалл и разделяется в нем на основной луч (такой же, как падающий) и его составляющие, побочные лучи. Последние (на рис. 7 они обозначены I и J) непосредственно связаны с поляризацией падающего лазерного луча.
Причем, при прохождении лазерного луча через намагниченный N-слой на диске его поляризация окажется такова, что один из боковых лучей (луч J) будет больше другого. А если лазерный луч пройдет через S-слой на диске, его поляризация изменится и в этом случае луч I по величине окажется большим.
Итак, падающий луч оказывается разложенным на два составляющих его луча I и J, соотношение их величин определяется углом Керра или направлением поляризации.
В том случае, если мы имеем дело с незаписываемым диском типа CD, лазерный луч не подвергается воздействию магнитного слоя, никаких изменений в его поляризации не происходит и поэтому лучи I и J будут равны по уровню.
Далее считанная информация поступает на блок датчика мини-диска (рис. 8), который подобен блоку датчика CD-плейера, но содержит дополнительные датчики.
В случае считывания незаписываемого диска на выходе датчиков I и J появляются лучи, одинаковые по величине. Далее они поступают на фотодатчики и преобразуются в электрические ВЧ-сигналы. На выходе системы RF-1 после вычитания сигналы взаимно уничтожаются. На выходе же RF-2 сигналы I и J суммируются и создают сигнал, подобный ВЧ-сигналу на выходе обычного плейера CD.
В случае записываемого диска сигналы I и J различны по величине. На выходе RF-1 образуется разностный сигнал, полярность которого содержит информацию о данных на диске.
Остальные сигналы с датчиков A, B, C, D – сигнал ошибки фокусировки (A+ C)-(B+D), сигнал автоматической регулировки усиления AGC (A+B)+(C+D), а также сигнал отслеживания лазерного луча (Tracking) с датчиков E и F (E-F), подобны тем, которые используются в плейерах CD. За исключением сигнала ADIP (Adress in pregroove), несущего информацию адресации и представляющего собой сигнал (A+D)-(B+C).
ADIP
Записываемый мини-диск до записи не заполнен, т. е. не содержит никакой информации. Однако если бы он не имел предварительной разметки, было бы невозможно производить правильное позиционирование луча лазера как при записи, так при считывании информации.
Поэтому каждый MD-R, аналогично CD-R, имеет U-образную физическую канавку, или предканавку адресов (ADIP), которая штампуется на диске при его производстве. Предканавка располагается за спиральной дорожкой данных и имеет специальную конфигурацию (рис. 9), содержащую двухфазный сигнал с основной частотой 22,05 кГц, промодулированный частотами 21,05 и 23,05 кГц.
Разумеется, на всех дисках предканавка совершенно одинаковая. Без ADIP было бы невозможно осуществить правильное позиционирование для любой системы считывания. Поэтому ADIP – нестираемая возможность адресования.
Считывание ADIP подобно считыванию CD, так как лазерный луч в одни моменты времени падает на поверхность диска, а в другие – попадает на углубление, что приводит к модуляции ВЧ. Считывая ADIP-информацию с датчиков A, B, C и D после демодуляции сигнала, получается таблица адресования, которая определяет для каждой позиции на диске свой точный адрес. Тот же самый адрес будет использоваться при новой записи данных.
Схема расположения дорожек
На незаписываемом диске расположение дорожек аналогично компакт-дискам: зона, содержащая оглавление диска (TOC – Table of contens), программная зона и оконечная зона. Что касается записываемых дисков, то у них, кроме начальной зоны, содержащей TOС, есть еще зона UTOC – оглавление пользователя, где последний записывает начальные и конечные адреса музыкальных дорожек.
Таким образом, мини-диск предоставляет возможность изменять номера дорожек, делить дорожку на части и т. д. Все это осуществляется именно в области UTOC. Например, если пользователь хочет разделить одну дорожку на две, в программной зоне музыкальные данные остаются нетронутыми, но адреса и оглавление в зоне UTOC будут изменены.
На рис. 10 изображено расположение дорожек на диске.
Формат данных
Формат данных мини-диска (рис. 11) подобен формату CD, но с частичным использованием формата CD-ROM.
Во-первых, при кодировании применяется известный по CD помехозащищенный код, так называемый каскадный код с перемежением CIRC (Cross interleave Read – Solomon code). Но здесь этот код модернизирован, имеет большее количество чередований и получил поэтому новое наименование – ACIRC.
Во-вторых, используется кластерный формат. Каждый кластер содержит 36 секторов: из них 32 сектора данных и четыре сектора связи (рис. 12). Формат сектора такой же, как в CD-ROM . Содержание секторов связи зависит от типа диска. В незаписываемом диске четыре сектора связи – это фиксированные секторы субданных, которые могут использоваться для информации на диске, графики и т.п.
Применение секторов связи необходимо и в случае записываемого диска. Кластер – это самый маленький записываемый блок. Очевидно, что между любыми двумя из записываемых блоков должна быть буферная зона, чтобы избежать случайной перезаписи с блока на блок.
Первые три сектора каждого кластера используются как связь, четвертый – сектор субданных. Это означает, что объем субданных записываемого диска составляет только четверть такового на незаписываемом диске. Однако надо иметь в виду, что субданные – это данные избыточные. На рис. 13 изображен кластерный формат.
Каждый сектор содержит 2352 байта, из которых 2332 байта данных, а первые 20 байтов принадлежат синхронизации, режиму и разделению. Далее следуют звуковые группы; каждая из них имеет 424 байта, из которых 212 байтов музыкальных данных левого канала и 212 байтов – правого канала. Сектор содержит 5,5 звуковых групп, т. е. пять полных групп и одна половина с данными только левого или только правого канала. Соответствующие канальные байты разместятся затем в следующей звуковой группе.
Система адаптивного преобразования акустического кодирования (ATRAC)
Это ключевая часть технологии мини-дисков. Для кодирования и декодирования звукового сигнала используются методы специального адаптивного преобразования, которое зависит от структуры входного сигнала и основывается на некоторых известных закономерностях психоакустики.
Цель этого преобразования состоит в том, чтобы сжать данные, уплотнить их, сохранив при этом естественность воспроизведения звука.
В стандарте обычной системы CD (16 бит, 44,1 кГц, два канала) поток данных составляет 1,4 Мбит/с. Это до обработки EFM и CIRC. В процессе записи музыки на мини-диск аналоговые сигналы также подвергаются дискретизации с частотой 44,1 кГц и квантуются обычным АЦП, на выходе которого величина потока, как и для CD, также приблизительно равна 1,4 Мбит/с. Однако чтобы разместить такое количество данных на диске много меньшего размера, скорость передачи информации в битах должна быть уменьшена. Эту функцию и выполняет система cжатия ATRAC, сокращающая скорость передачи данных почти в четыре–пять раз, с 1,41 Мбит/c до приблизительно 292 кбит/с. Это дает возможность уменьшить диаметр диска с 120 (CD) до 64 мм (мини-диск) при одинаковой длительности звучания 74 мин в обоих случаях.
Сравнительные размеры дисков без сжатия данных и со сжатием изображены на рис. 14.
Причем еще раз подчеркиваем, это уменьшение потока данных не должно влиять на качество передаваемой музыки. Ведь совершенно очевидно, что абсолютно без потерь здесь не обойтись, поэтому програм-мное обеспечение системы должно быть таким, чтобы ухудшение звучания было бы не заметно на слух даже для самых искушенных слушателей. Достичь этого возможно, если хорошо изучить некоторые известные законы психоакустики и воспользоваться ими.
Психоакустика
Известно, например, что чувствительность человеческого слуха не одинакова на разных частотах звукового диапазона. Так, звук определенного уровня отчетливо воспринимается на одной частоте и может оказаться вовсе не слышимым на другой частоте, даже с более высоким уровнем. Рис. 15 иллюстрирует психоакустический эффект – изменение порогов слухового ощущения на разных участках звукового частотного диапазона.
Анализ музыкального сигнала, поступающего на вход записи, позволяет определить, какие части спектра лежат ниже этих порогов. Затем они могут быть удалены и скорость передачи информации в битах, таким образом, может быть уменьшена. Причем чувствительность нашего слухового аппарата (ухо – кора головного мозга) в некоторых, так называемых критических диапазонах частот остается постоянной и не меняется. Чем выше звук расположен по шкале частот, тем шире полоса критического диапазона, где уровень чувствительности слуха неизменен. В диапазоне 100 Гц ширина критического диапазона приблизительно равна 160 Гц, а на частоте 10000 Гц она составляет 2500 Гц. Методом субъективной экспертизы определены 25 таких критических диапазонов. Но в ATRAC-системе ради большей точности передачи их используется еще больше – около 52.
На рис. 15 заметен и другой очень важный психоакустический эффект – маскировка сигналов. Если два источника звука звучат одновременно, но с разными уровнями, то более громкий звук будет маскировать более тихий. Например, если во время беседы двух людей в небе пролетает самолет, то на какое-то время разговор придется прекратить из-за полной маскировки голосов шумом мотора, значительно превосходящим их по громкости.
Кроме того, наблюдается действие так называемой предмаскировки и постмаскировки.
Более громкий звук, появляющийся как раз перед более тихим (в пределах 3 мс) или после него (в пределах 200 мс), маскирует этот тихий звук.
Анализируя некоторое количество входных выборок на основе известных из психоакустики закономерностей, можно определить, какие из компонентов входного сигнала из-за маскировки окажутся неслышными и могут быть удалены с минимальной звуковой деградацией. Эффект маскировки тонов поясняется на рис. 16.
Блок-схема кодирования в системе ATRAC
Психоакустические закономерности, изложенные выше, используются системой ATRAC для уменьшения скорости входного потока с 1,4 Мбит/с до 292 кбит/с и выполняются в определенной последовательности.
Однако надо отметить, что система ATRAC позволяет изменять системное программное обеспечение, т.е. использовать разные алгоритмы вычисления без создания проблем совместимости.
Сначала обработка ведется во временной области. Из оцифрованного входного звукового сигнала (16 бит, 44,1 кГц) на первой стадии анализа с помощью фильтра высоких частот выделяется полоса 11,025 – 22,05 кГц. На второй стадии разделительным фильтром отделяются средние и низшие частоты (от 5,025 до 11,025 кГц и от 0 до 5,025 кГц соответственно). При этом высшие частоты задерживаются, чтобы сохранить синхронизацию между ними и другими диапазонами.
Блок-схема кодирования приведена на рис. 17.
Последующий анализ сигнала производится уже в частотной области. На основе алгоритма модифицированного дискретного косинуса-преобразования (MDCT), фактически подобного разложению сигнала в гармонический ряд Фурье, спектр входного сигнала анализируется для определения его частотных составляющих и их соответствующих уровней. Однако анализ этот производится поблочно (в отдельных боках – сегментах сигнала). Поэтому до перехода от временной к частотной области производится выбор отдельных блоков времени/ частоты, в каждом из которых и будет произведен анализ входного сигнала для его преобразования в соответствии с алгоритмом ATRAC. Определяется количество блоков и их длительность.
Как упоминалось ранее, число критических диапазонов частот установлено экспериментально, но в ATRAC используется намного большее количество диапазонов, временные интервалы которых определяются адаптивно в соответствии со структурой входного сигнала. Длительность каждого блока, который будет проанализирован, должна быть максимум 11,6 мс (или 512 выборок, при частоте дискретизации 44,1 кГц). Причина, по которой временной интервал блока времени/частоты приходится учитывать, объясняется также законами психоакустики. Дело в том, что при коротком импульсном звуке мы можем заметить только достаточно большие скачки уровня. С другой стороны, при плавной музыке, когда уровень звука меняется медленно, слух способен зарегистрировать очень тонкие громкостные нюансы.
На основе оценки этих различий в системе ATRAC и производится выбор как количества блоков, так и их оптимальной длительности. Когда выбор блоков сделан и в каждом блоке проведены MDCT-вычисления с учетом принципов психоакустики, производится собственно преобразование потока данных. При этом скорость передачи данных может быть уменьшена, так как избыточная информация удаляется. На рис. 18 изображен процесс ATRAC-кодирования.
Наконец распределение битов произведено. Каждый блок времени/частоты проанализирован. Его уровень определен. Полученные по алгоритму ATRAC сжатые цифровые данные не являются непосредственно звуковыми данными. Они лишь описывают динамический диапазон этого сигнального блока в длинах слов с переменным числом бит от 0 до 15, а также относительный уровень сигнала, который представляет собой коэффициент масштабирования. Остающиеся биты могут быть удалены, так как это шумы квантования. Таким образом, кодируется только значимая часть данных. На рис. 19 представлены ATRAC-данные.
Цифровые данные, прошедшие кодер ATRAC, как и при кодировании CD, обрабатываются схемой ACIRC и подвергаются канальному кодированию методом модуляции "восемь на четырнадцать" (EFM).
ATRAC-считывание
При воспроизведении мини-дисков выполняются, как и в системе CD, демодуляция EFM и декодирование ACIRC, после чего полученные данные (длины слов, масштабные множители этого спектра) поступают в декодер ATRAC, где производятся обратные вычисления, в результате которых происходит восстановление первоначальных данных (рис. 20). Поскольку данные на входе и выходе устройства записи MD придерживаются стандарта 16 бит, 44,1 кГц, они могут быть непосредственно в цифровой форме скопированы из MD-устройства на CD-R и другие цифровые носители. Однако MD-стандарт включает в себя последовательную систему управления копии (SCMS), которая допускает только первое копирование, запрещая второе. Другими словами, вы не можете делать копию с копии.
Противоударная устойчивость
Очевидным достоинством системы мини-дисков является повышенная устойчивость проигрывателей MD к вибрации и ударам. Это объясняется тем, что звуковые данные считываются с мини-диска намного быстрее (1,4 Мбит/с), чем это необходимо для декодера АТRАС (292 Кбит/с). Потому считываемые данные сначала вводятся в предварительный буфер, откуда и поступают в ATRAC-декодер. Рис. 21 иллюстрирует принцип противоударной устойчивости.
Каждый 1 Мбит микросхемы буферного ОЗУ, помещенного между звукоснимателем и декодером, сохраняет информацию в течение 3 с звучания музыки в реальном масштабе времени. Когда буферное ОЗУ заполнено, звукосниматель приостанавливает считывание данных до тех пор, пока буфер не будет вновь заполнен. Если происходит сбой воспроизведения из-за удара или тряски, звукосниматель имеет достаточно времени (до 3 с) для возврата на правильную дорожку воспроизведения. Это достигается методом повторного позиционирования сектора. При сбое звукоснимателя система обнаруживает неправильный адрес и возвращает звукосниматель к правильной позиции. Иммунитет к значительным толчкам, вибрациям и ударам в процессе воспроизведения информации особенно ценен, когда проигрыватель MD эксплуатируется не в стационарных условиях.
Заключение
MD-формат обеспечивает произвольный доступ, долговечность, мобильность, удобство в эксплуатации, защиту от ударов и возможность многократной перезаписи. Аналоговые цифровые ленты уступают MD по долговечности и потому, что не имеют присущего дисковым носителям произвольного доступа. Этим и объясняется постепенное вытеснение привычных магнитофонов аппаратурой записи и воспроизведения мини-дисков везде, где быстрота и оперативность формирования звуковых программ является определяющим условием успешной работы.
После общего обзора класса универсальных пил для дома в предыдущей статье, хочется раскрыть информацию по производителям и их моделям, так как за пять лет в рунете накопилось достаточно отзывов и комментариев реальных пользователей циркулярных мини-пил. Особенно хотелось сравнить раскрученный Роторайзер Соу с конкурентами, представленными крупными инструментальными брендами.
Циркулярные мини-пилы, универсальные пилы или роторайзеры — новый класс электроинструмента уже получил своих лидеров и аутсайдеров. Рассмотрим самые популярные и доступные модели, представленные в российских магазинах. В общих чертах о мини-пилах можно прочитать в .
Worx (Rockwell)
WORX HANDYCUT WX424 — родоначальник класса универсальных пил в Европе. Прообраз данной модели — американский Rockwell Versacut RK3440K можно купить на EBay, но особенности электросети не позволят его использовать без преобразователя.
Worx WX424 появился на рынке в 2009—2010 году, обогнав всех конкурентов, и до сих пор остаётся одним из эталонных инструментов для дома — высококачественных, но не очень мощных. Нестандартные параметры — наследие американской ориентации на целевую аудиторию домохозяек (в рекламе TV-SHOP Worx использовался женщиной). В дополнение к надёжности, комплектацию Worx можно сравнить разве что с инструментом Dremel — в комплекте идёт и переходник для пылесоса, и съёмная подошва, и, что особенно удобно, лазерный указатель направления.
Вес 1,5 кг, хорошая эргономика и развесовка, мощность 310 Ватт и скорость вращения 2800 об/минуту. Качественные расходные материалы со стандартным размером 76мм/10мм, максимальная глубина пропила 22 мм. Небольшой и удобный инструмент, созданный для бытовых задач.
Однако, на фоне конкурентов по рынку и проблем с курсом рубля, Worx WX424 всё реже можно встретить в магазинах — стоимость столь «слабой» машинки достигает сейчас 10 000 р.
Sturm!
Представитель китайского бренда, прочно держащего второе место по «спортивности» дизайна за Hitachi является одним из нынешних лидеров рынка универсальных пил. За минимальную стоимость Sturm CS5060MS предлагает завидные характеристики и вполне удовлетворительное качество.
В Sturm CS5060MS заметно прошлое болгарки. Аппарат достаточно тяжёлый, почти 2 кг, мощный — 600 Вт, и очень оборотистый — до 4000 об/минуту. Кожух защиты объёмный и крепкий, что соответствует высоким оборотам. Комплект радует тремя дисками, в том числе пильным на 24 зуба, и дополнительным шлангом-переходником для подключения к пылесосу. Стандартная посадка 85мм/15мм позволит без проблем использовать диски от Bosch и Makita.
Отзывы на этот недорогой, всего 3 000 — 3 500 р., идут в основном от DIY-мастеров и большинство из них — положительные. Нарекания имеются на прилагаемую оснастку и ненадёжные пластиковые детали направляющих.
Если Dremel и Worx — продукты для дома изначально, то Sturm — это целенаправленное облегчение и упрощение инструмента для мастера. До конца это облегчение не дошло, и модель выделяется меньшим удобством (высокий вес и слабая эргономика), но заметно большей производительностью.
Skil
Ещё один представитель конгломерата Bosch — бюджетный (теперь) производитель инструмента Skil. Посадка на 10 мм (как у Worx/Rockwell/Einhell) и большой максимальный диаметр диска в 89 мм позволяют использовать позволяют использовать качественную оснастку, а высокое качество исполнения — давать на инструмент большие нагрузки. Среди отзывов на данную модель можно встретить много мебельщиков — инструмент явно позиционируется для них.
Из данного сравнения Skil 5330 можно назвать дорогим вариантом Sturm! CS5060, так как оба этих инструмента из одного подкласса — «мастеровых» мини-пил, ориентированных не на бытовое применение, а на какую-никакую производительность. Соответственно, те же минусы — высокий вес, слабая эргономика. Кроме того, за имя и производительность придётся заплатить — стоимость этой сетевой циркулярной мини-пилы — 6 500 р.
Makita HS300DWE
Makita HS300DWE — визитёр из другого дивизиона. Разработанная отдельно от других универсальных пил, эта циркулярная мини-пила — дополнительный аксессуар к профессиональной линейке Makita. Сделана HS300D на базе полноценной циркулярной пилы, но минимального формата.
Вес 1.5 кг, хорошая эргономика, средняя мощность и 1400 оборотов — максимальной лёгкий и удобный инструмент для небольших пропилов на месте, после установки того, что было раскроено полноценными циркулярными, погружными или торцевыми пилами. В линейке Makita нет ни аналогов, ни альтернатив — только одна модель с аккумуляторным питанием.
Из роли «дополнительного пильного инструмента» и необычная расходка под радиус 85 мм с посадочным 15 мм, основа ассортимента — пильные диски с 40+ зубьями.
При максимальной для данного обзора цене в 10 000 р., негативных отзывов на эту модель просто нет. Во-первых, её покупают уже подготовленные мастера, во-вторых и качество, и мощность, и уровень оснастки делают эту мини-циркулярку почти идеальной.
К минусам можно отнести небольшой выбор расходных материалов и отсутствие сетевой версии.
Dremel Saw Max DSM20
Мини-пила DSM20 — это ответ корпорации Bosch на новый вызов рынка. С выпуском продукции концерн «опоздал» на несколько лет, когда на рынке было уже множество не только оригинальных Rockwell и Craftsman, но и сотни китайских переделок.
Для выпуска универсальной пилы был выбран творческий бренд Dremel и использованы наработки по части гравёров — высокая мощность (710 Вт) и средний (1.7 кг) вес. Большой выбор оснастки в комплекте, аккуратное исполнение и отвод для подключения пылесоса в самой базовой комплектации.
Dremel ориентируется на отрезные возможности — предполагается использовать универсальную пилу по металлу, кафелю, иногда — дереву. Пользователей радует комплектация и производительность, легендарная надёжность. При сопоставимой с конкурентами цене это устройство одно из лучших в классе.
К минусам и ограничениям можно отнести:
- Свой собственный размер оснастки 77мм/11мм — хотя фирменные круги и хорошего качества, но дороги;
- Отсутствие пильных кругов для быстрой работы с деревом, предлагается использовать универсальные.
Роторайзер
Собственно, герой двух статей, и причина, почему моё внимание было обращено к этому классу инструментов — РОТОРАЙЗЕР, он же Роторайзер Соу или Rotorazer Saw. Понемногу роторайзер идёт по пути Xerox, давая название всему классу циркулярных мини-пил, так как из «универсальных пил», «мини-циркулярок» и других названий ни одно не смогло взять первенство.
Собственно, к самой мини-пиле. Большое количество маркетинга убеждает не смотреть на объективные показатели, а они следующие: мощность 400 Ватт, скорость 3400 оборотов в минуту, диаметр диска 55 мм, посадочное гнездо 11,1 мм, вес 1,3 кг.
В сравнении с другими представителями класса, плюсом можно назвать вес и стоимость — Rotorazer Saw заметно дешевле даже Sturm! CS5060, и даже дешевле большинства аналогичных пил на Aliexpress — меньше 3 000 р. Цене не даёт расти конкуренция между несколькими продавцами, подогреваемая рекламой Роторайзера по телевидению.
Минусов же достаточно:
- Малые размеры дисков — не подходят 10 мм от последователей Worx, только дорогие Dremel с доработкой — внешний диаметр всего 55 мм. Износ дисков с таким радиусом соответствующий;
- Минимальная глубина пропила — всего 12 мм, не получится отпилить даже стандартный лист ЛДСП;
- Низкая мощность — вдвое ниже, чем у аналогов;
- Плохое исполнение корпуса и аксессуаров.
Есть нарекания и на качество исполнения корпуса и дисков в комплекте, но они единичны. В остальном — «обычный китаец»
Однако, большинство отзывов в интернете по Роторайзеру — строго положительные. Объяснений этому два. Очевидное — многие отзывы коммерческие и размещаются продавцами. Это правда, но на неофициальных ресурсах большое количество вполне реальных довольных клиентов.
Весь секрет в том, что люди, которые покупают данный инструмент, используют его по назначению: разовые работы, неглубокие пропилы, строго бытовые объёмы работы — 1−2 минуты. Никаких 30 м 2 ламината, никаких чугунных труб. Правильное, умеренное использование бюджетного инструмента — вот главный секрет положительного восприятия таких моделей.
Статус темы: Закрыта.
Запись на минидиск
Замечания о записи
Если на дисплее появляется “Protected” (Защищен)
Минидиск защищен от записи. Сдвиньте клапан, закрывающий выемку на диске (см. выше раздел «Защита мини-
диска от случайного стирания»).
Если на дисплее мигает “Din Unlock” (Открыть цифровой вход)
Цифровой источник программы не подключен к выбранному входу.
Правильно подключите источник программы.
Источник программы не включен.
Включите источник программы.
В зависимости от источника записи номера дорожек маркируются следующим образом:
При записи с компакт-диска или минидиска, когда переключатель INPUT (Вход) установлен в положение
DIGITAL (Цифровой) и источник подключен к входу DIGITAL IN:
Рекордер автоматически маркирует номера дорожек в той же последовательности, что и на оригинале. Если
же дорожка повторяется два или более раз (например, в режиме повторного воспроизведения одной дорожки)
или две или более дорожек имеют один и тот же номер (например, при записи с разных минидисков или ком-
пакт-дисков) дорожка или дорожки записываются как одна, непрерывная дорожка под одним номером.
Если источником является минидиск, номера дорожек не могут быть маркированы, когда длительность до-
рожек составляет менее 4 секунд.
При записи с DAT-рекордера или программы спутникового радиовещания, когда переключатель INPUT
(Вход) установлен в положение DIGITAL (Цифровой), рекордер автоматически маркирует номера дорожек
при изменении частоты дискретизации входного сигнала.
Когда на дисплее мигает “ТОС” (Содержание)
Рекордер в данный момент обновляет таблицу содержания (ТОС).
Пока индикатор ТОС мигает, не выключайте питание, не двигайте рекордер, не отсоединяйте вилку сетевого
шнура. Изменения на минидиске, выполняемые в процессе записи, сохраняются только при обновлении таблицы
содержания перед извлечением минидиска (EJECT).
Когда установлен режим воспроизведения программы PROGRAM (Программа) или SHUFFLE (Случай-
ный выбор)
Автоматически включается режим CONTINUE (Продолжение), и устройство устанавливается в состояние готов-
ности к записи.
Если на дисплее появляется “Cannot Copy” (Копирование невозможно)
В рекордере используется система SCMS (Serial Copy Management System – «Система управления последователь-
ным копированием»).
Минидиски, записанные через цифровой вход, нельзя копировать на другие минидиски или ленты DAT через
цифровой выход (см. ниже раздел «Руководство по системе управления последовательным копированием»).
Когда производится запись цифровых сигналов, имеющих ВЧ-предыскажения
Предыскажения в сигнале автоматически компенсируются (вводится затухание, пропорциональное степени кор-
рекции), и уровень результирующего сигнала указывается на пиковых индикаторах уровня.
Когда рекордер находится в режиме записи или паузы при записи, цифровые сигналы, подаваемые на
вход DIGITAL IN, поступают на выход DIGITAL OUT с той же частотой дискретизации
Для изменения на выходе частоты дискретизации (без записи на минидиск) используйте функцию Input Monitor
Function (Функция контроля входного сигнала).
Полезные советы для записи
Проверка оставшегося времени записи на минидиске
Если нажимать кнопку DISPLAY (Дисплей) во время записи, информация, отображаемая на дисплее, изменя-
ется в следующей последовательности: истекшее время записи, оставшееся время записи на минидиск, назва-
ние дорожки.
Правда о мини-дисках
Одно из впечатляющих изобретений XX века - мини-диск (МD). Высокотехнологичный носитель, который вмещает до 5 ч музыки, до 140 Мб данных; размером меньше 3,5-дюймовой дискеты, хорошо защищен от повреждений... Мини-диск не только во многом схож с обычным музыкальным компакт-диском (CD), но и превосходит его по ряду показателей .
С
самого начала разработчики Sony (а именно ей принадлежит
честь изобретения формата MD) ставили перед собой задачу
создать "малокалиберный" носитель для музыкальных
файлов, способный вытеснить признанного фаворита
аудиорынка - компакт-кассету, обойти ее по самым важным
параметрам - качеству звучания и размерам. Удалось!
Результатом стал заключенный в плоский миниатюрный
корпус, покрытый специальным слоем диск из пластика, на
который с помощью лазера записывается (и затем
считывается) музыка.
Преимущества новинки перед
"заслуженным ветераном" - очевидны и несомненны.
Представьте: легкий, прочный и компактный мини-диск
выдерживает миллион(!) перезаписей. Кассета же не
способна и на тысячную долю этого. Каждое ее
проигрывание ухудшает свойства аудиозаписи на магнитной
ленте...
В
обход CD
Не следует забывать, что Sony сама
способствовала развитию CD-формата, так что ее инженерам
было особенно сложно разрабатывать носитель, способный
конкурировать с прочно утвердившимися на рынке
компакт-дисками.
Чем же мини-диск отличается от CD?
Во-первых, удобством записи. К моменту выпуска первых MD
возможность самостоятельно записать музыкальный
компакт-диск была практически недоступна рядовому
меломану - для этого существовала только компьютерная
периферия, и стоили такие устройства немалых денег
(кроме того, доступ к ним, как и к любому
профессиональному оборудованию, был строго ограничен). А
мини-диск можно записывать непосредственно в плейере,
как переносном, так и стационарном. Компьютер для этой
несложной процедуры не нужен.
Во-вторых, MD -
"многоразовый" носитель. Можно выборочно стирать
записанную на нем информацию (скажем, не понравившуюся
песню, одну из целого альбома). Для "одноразового"
компакт-диска (CD-R) это невозможно в принципе, а
"перезаписываемый" (CD-RW) надо либо очищать полностью,
либо использовать особую подготовку к записи -
форматирование, съедающее шестую часть полезного объема
и достаточно трудоемкое для неопытного пользователя. И
опять же - все это только с помощью
компьютера.
В-третьих, на мини-диск можно записывать
как музыку, так и данные (правда, с помощью специального
оборудования). Для аудиофайлов и компьютерных данных
выпускаются разные компакт-диски (для записи музыки
можно использовать универсальные CD-R, но только в
компьютерных приводах; бытовые аудио-СО-рекордеры такие
диски читать отказываются).
В-четвертых, по
продолжительности звучания MD не только не уступает CD,
но, благодаря недавнему усовершенствованию, даже
превосходит его. В-пятых, мини-диск в 2,5 раза меньше,
чем CD. И наконец, прочный корпус и сдвижная шторка MD
надежно защищают его рабочий слой от случайных
повреждений. Очень часто пишут о сравнении звучания CD
(своеобразного эталона качества звука) и его копий на
различных носителях. Это справедливо. Запись на
компакт-кассетах чаще всего представляет собой копию
именно с CD. Логично, что и владельцы MD-плейеров
сохраняют на мини-диск любимые мелодии с CD.
Чтобы на
меньший по размеру носитель записать столько же
музыкальной информации, как и на CD, был разработан
специальный алгоритм сжатия звука с учетом особенностей
человеческого слуха. Он получил название ATRAC.
Записанный на MD звук немного отличается от оригинала,
но не настолько, чтобы почувствовать это "невооруженным
ухом". Каждая перезапись с одного мини-диска на другой
приводит к накоплению ошибок и искажений, которые в
определенный момент становятся заметны и на слух. Но
качество звучания первых MD-копий с компакт-диска
практически неотличимо от оригинала.
Утверждается,
что даже непрофессиональный меломан всегда отличит
МD-запись от записи на компакт-диске. А как насчет того,
что известные фирмы - Yamaha, Kenwood, Denon - уже давно
выпускают стационарную, предназначенную для
использования в составе домашнего аудиокомплекса
мини-дисковую аппаратуру Hi-Fi-класса?
МD взяли на
вооружение не только "хай-файные" фирмы, но и
профессиональные музыканты работающие в области
развлекательного бизнеса. Сегодня ни одна серьезная
группа, выезжающая на гастроли, не обходится без
МD-техники. На мини-диск записывается музыкальное
сопровождение, эффекты и даже "фанера". Вовсю
используются MD и на радиостанциях, обширная фонотека
которых собрана преимущественно на мини-дисках. Они
гораздо удобнее любого другого носителя: позволяют
быстро найти нужный музыкальный фрагмент или композицию,
не пачкаются, не царапаются, не ломаются, не портятся от
времени и занимают очень мало места.
Мини-диски для бродяг
Но все же
МD-техника класса Hi-Fi - не "товар широкого
потребления". Спрос на нее сдерживает и далеко не низкая
цена, и необходимость иметь домашний аудио
комплекс.
Куда более популярными оказались
портативные мини-дисковые проигрыватели. Они гораздо
меньше кассетных плейеров и имеют много преимуществ по
части управления - все больше моделей снабжается
пультом, который просто пристегивается к лацкану или на
воротник. На миниатюрный индикатор выводятся сведения о
воспроизводимом треке, исполнителе, продолжительности
музыкального фрагмента. (Кстати, мини-диск содержит
подробную информацию такого характера. Это еще один удар
по репутации старушки-кассеты. А если учесть еще и почти
мгновенный доступ к любому фрагменту, ускоренное
проигрывание, возможность цикличного воспроизведения
музыкального произведения и даже всего диска
целиком...)
Все портативные мини-дисковые плейеры
делятся на две категории: просто плейеры -
воспроизводящие устройства - и рекордеры, способные
самостоятельно записывать мини-диски с внешнего
источника. Среди них встречаются рекордеры как с
аналоговым входом, на который можно подать звуковой
сигнал даже с микрофона, так и с цифровым (его еще
называют S/PDIF-вход). На последние реально практически
без потерь переписывать музыку с CD-проигрывателя,
оснащенного S/PDIF-выходом. Можно использовать для этого
даже компьютер со звуковой картой, оснащенной таким
"цифровым" разъемом.
Вполне естественно, что на рынке
представлены и проигрыватели для мини-дисков со
встроенным радиоприемником. Как правило, в них
предусмотрена даже запись с приемника на
мини-диск.
Вдвое...
вчетверо!
Не так давно на свет появился
младший брат МD - формат MDLP. Две дополнительные буквы
в названии намекают на возможность замедленного
воспроизведения - Long Play. В MDLP два режима - LP2 и
LP4 (время звучания мини-диска увеличивается,
соответственно, в два и в четыре раза). "Удвоенная"
модификация стандартного мини-диска на 74 мин "удержит"
более двух часов звучания, а "учетверенная" - около 5 ч;
но ведь существуют диски и на 80 мин... На качестве
звука это, конечно, отражается, но не настолько, чтобы
говорить о заметных потерях. Просто в звучании
появляется некоторая специфика, но и
только.
Появление MDLP дало возможность вдвое
сократить время перезаписи с одного MD на другой (до сих
пор необходимо было ждать те самые 74 мин). Но это
касается только стандартного режима записи, для
замедленных LP2 и LP4 придется ждать два часа (или,
соответственно, пять), пока не завершится процесс.
Алексей
Адаменко