Программа для организации архива цифровых фотографий. Пять программ для организации фотоколлекции. Сбор всех походных фотографий и пакетная обработка
А расскажите, плиз, кто как хранит файлы? Я для себя выработал простую схему, которой следую примерно с 2002 года. Пока доволен, затруднений при работе с архивом не испытваю. Пробовал специализированные программы (Adobe Lightroom, Picasa и другие), не понравилось. Я обычно стремлюсь к максимальной простоте, скорости и независимости от софта. Поэтому в первую очередь искал примитивное решение на уровне файловой системы. Тем более жёсткие диски для архива расположены у меня на отдельном компьютере и работаю с файлами я по сети. Почему-то я уверен, что найденная мною схема не оригинальна и ею пользуются многие фотографы:) Но мы хотели обсудить в деталях вопросы каталогизации, так что рассказываю свой подход и жду взамен ваших мнений.
Организация архива
Специально для фотоархива в своё время я купил жёсткий диск объёмом 500 Гб и установил его на отдельный компьютер. Дома у меня Wi-Fi локальная сеть, построенная на роутере Linksys WRT54G, с выходом в интернет и два компьютера (мой старенький ноутбук IBM T42 и компьютер жены). В скором времени планирую купить ещё один комп, специально для обработки фото. На нём скорее всего будут установлены дополнительные диски для архива, вероятно на RAID-массиве. Все файлы в архиве хранятся согласно следующей схеме директорий:
YYYY
YYYY-MM-DD_index
PSD
RAW
Где YYYY
- год, MM
- месяц, DD
- день (именно в такой последовательности), index
- дополнительный текстовый индекс (не обязательно), PSD
- папка с файлами обработки, RAW
- папка с файлами RAW.
Снимаю я всегда (за редким исключением) в JPEG с максимальным качеством + RAW. JPEG использую, как минимум, в качестве превью. Все такие файлы лежат прямо в директории съёмки YYYY-MM-DD_index . Если нужно обратиться к файлам RAW, они лежат на более глубоком уровне в специальной папке. Результаты всех обработок всегда сохраняю в формате PSD в соответствующей директории. Там же храню другие файлы, связанные с обработкой (файлы панорамных склеек, внутренние фотошоповские файлы, специализированные экшены и т.д.).
Работа с архивом
В корневой директории фотоархива я создал табличный файл photoarchive.xls , в котором есть всего две колонки - ДИРЕКТОРИЯ и ОПИСАНИЕ. Каждая строчка выглядит примерно следующим образом:
2006-09-24 Непецино по дороге в Рязань, прогулка с Мотей
2006-11-11 Концерт White Owl в Вермеле (презентация альбома)
Сейчас я понимаю, что файл XLS для этих целей не нужен, вполне достаточно было бы использовать просто TXT (и скоро я переведу описание архива в текстовый файл). Но главное, как ведется поиск по архиву. А ведётся он очень просто, через комбинацию клавиш CTRL+F:) Набираем, например в поиске "Непецино", находим название нужной директории. Далее обращаемся к этой директории и смотрим файлы. Вуаля!
Система, конечно, несовершенна, т.к. не описывает подробно каждый файл - что было бы идеально, наподобие организации архивов в фотобанках. Но создание полноценной базы данных и описание каждого файла - сложная, рутинная работа. Лично мне заниматься этим не очень хочется, т.к. это отнимает много времени. Моя цель - найти простую схему, которая позволит легко ориентироваться в файлах.
Ощутимую помощь в этом составляют так называемые индексы - дополнительные короткие названия. За счёт них часто не требуется даже обращаться к файлу описания архива. Примеры использования индексов:
2007-08-19_dacha
2007-09-31_dubrovicy
2007-11-25_aral
Основное замедление работы в моём случае - работа с файлами по сети. Но в архив у меня файлы попадают не сразу. Каждая съёмка сначала оседает на моём личном компьютере. Обработка может занять несколько дней, а может занять несколько месяцев. Параллельно в обработке может находиться одновременно несколько съёмок. И только после того, как съёмка полностью обработана, я ставлю её на перекачку по сети в архив. Некоторые уж очень объёмные съёмки (которые особенно раздуваются вместе с PSD-файлами), переношу на флешках.
Если со временем требуется редактировать PSD, то перекачиваю их к себе на компьютр, а по окончании работы закачиваю обратно в архив, обновляя там файлы.
Просматриваю файлы, как правило, с помощью ACDSee Pro. Последнее время, как ни странно, стал также иногда использовать внутренний просмотровщик от Microsoft Windows (называется "Вид -> эскизы страниц").
Резервирование
Создание резервных копий - это святая святых при работе с файлами. И лучше это понять ДО того, как будет утеряна какая-нибудь уникальная съёмка. У меня, к счастью, такого ни разу не было, но однажды инфаркт подобрался вплотную. С тех пор я стараюсь стабильно бэкапить все архивные файлы, придерживаясь следующих принципов:
- резервные копии сохраняю на CD и/или DVD, на минимальной скорости записи и с обязательной проверкой записанных данных (галочка "Verify data" в Nero Burning ROM)
- записанные диски храню в специальной CD/DVD-сумке и никогда (!) к ним не обращаюсь, стараюсь даже не перекладывать
- если возникает необходимость обратиться к архивному диску, после восстановления данных диск необходимо уничтожить, а вместо него записать новый; количество обращений к архивному диску не должно быть более 1-го, т.к. в этом случае диск лучше считать уже поцарапанным
Недавно мы с женой купили сканер и начали оцифровывать старые бумажные фото. Честно говоря, как работать с такими файлами, я пока не очень представляю. Пока создали в корне фотоархива директорию scan , а внутри папки 0001 , 0002 , и т.д. Каждая папка обозначает сессию сканирования. Внутри пока лежат необработанные TIFF"ы, тоже по номерам - 01.tiff , 02.tiff и т.д. Предполагается отдельный текстовый файл с описанием сканов, наподобие файла описания основного архива.
В общем, примерно такая схема каталогизации. Схема, на мой взгляд, хорошо работает с относительно небольшими объемами. В моём случае, это около 20.000 файлов общим объёмом 100 Гб (вместе с RAW и обработкой), начиная с 2002 года (т.е. порядка 6 лет на сегодняшний день). А вот интересно было бы послушать как организовывают работу с файлами те, кто действительно много снимает. Особенно репортажники, ау, поделитесь секретами:) Ну и все остальные, welcome! Большая просьба сразу указывать в комментах объём вашего архива - с какого года, количество файлов, общий объём в гигабайтах (ну или террабайтах, у кого сколько). Спасибо!
UPDATE от 20.05.2009
Третий компьютер купил. Давным-давно (больше года уж точно) не снимаю в JPEG вообще, только в RAW. Соответственно, файлы хранятся в следующей структуре:
2009-02-12_vietnam
PSD
RAW-файлы в папке съемки. Там же параметры RAW-конвертации в виде XMP-файлов. Для просмотра файлов и их отбора использую Adobe Bridge, для конвертации Adobe Camera Raw. Не использую Adobe Lightroom в связи с тем, что он не открывает файлы напрямую с жесткого диска, а я работаю с распределённым по разным компьютерам архивом по сети. Текущий объём архива порядка 250 Гб. XLS-файл тоже давно не использую, ориентируясь только по датам и индексам в названиях директорий. Думаю будет полезно начать использовать ключевые слова в raw-файлах, но никак не соберусь освоить. Для бэкапа планирую купить выносные жесткие диски большой ёмкости (можно медленные).
Беcплатные программы для фотоколлекции | Picasa
Picasa
, популярный инструмент от Google, - это удобная бесплатная программа, которая подойдёт под требования большинства пользователей. В наличии – широкий ассортимент средств организации фотоколлекции и базовые инструменты обработки изображений. Пользователь имеет возможность отсортировать фотографии по папкам на компьютере или создать виртуальные альбомы, чтобы распределить фотографии внутри Picasa. Набор меток и геотегов позволяет распределить изображения по месту, где они были сделаны, либо же по именам запечатлённых на них людей. Базовые инструменты редактирования включают в себя обрезку, масштабирование, поворот, а также средства для снижения эффекта "красных глаз" - всё, то требуется, чтобы как-то привести в порядок фотографии. Вы можете применять различные фильтры и баловаться другими забавными трюками.
Беcплатные программы для фотоколлекции | Zoner Photo Studio Free
Данная программа, вероятно, не так "заточена" на организацию, как Picasa, но при этом Zoner Photo Studio Free
понравится тем, кто любит редактировать фотографии. Это не просто инструмент для наведения порядка в архиве – это полноценный набор многочисленных инструментов для редактирования фото. В комплекте – широкий ассортимент средств ретуширования и редактирования, быстрые фильтры и многое другое. Zoner Photo Studio включает в себя все необходимые инструменты для создания различных фотопроектов – от панорам до календарей.
Беcплатные программы для фотоколлекции | StudioLine Photo Basic 3
StudioLine Photo Basic 3
позволяет сортировать фотоколлекцию и слегка редактировать снимки. Средства обработки фотографий, кроме прочих, включают в себя обрезку, поворот, масштабирование и корректировку "красных глаз". С точки зрения организации, Photo Basic 3 предлагает пользователю применять теги и геометки, а также описания к находящимся в директории изображениям, которые можно разнести на папки. Инструменты создания слайд-шоу и онлайн-галерей позволяют без проблем публиковать свои снимки или делиться ими с другими пользователями.
Беcплатные программы для фотоколлекции | JetPhoto Studio 5
JetPhoto Studio 5
предлагает большинство необходимых пользователям инструментов редактирования и хранения фотографий: организация альбома, применение тегов и геометок, но основное преимущество решения – это расширенные возможности публикации фотографий. Среди многочисленных опций – возможность публиковать изображения в Flickr и собственном сервере JetPhoto Server, а также создание галереи Google Map из фотографий с геометками. Можно даже быстро создавать Flash-галереи и слайд-шоу в рамках проектов в области веб-дизайна, а также просматривать изображения через Flash-плеер и браузер.
Беcплатные программы для фотоколлекции | XnViewMP
XnViewMP
– это бесплатный инструмент для быстрого просмотра изображений, поддерживающий более 500 форматов. С его помощью можно сортировать обычные файлы.jpg или.png, а также исследовать редкие форматы. XnViewMP прекрасно подходит для таких задач. Он не сможет быстро отсортировать файлы в автоматическом режиме (как Picasa), но при этом XnViewMP располагает средствами редактирования для изменения метаданных изображения и меток в режиме пакетной обработки, чтобы быстро применять теги к целым массивам изображений.
Беcплатные программы для фотоколлекции | FastStone Image Viewer
FastStone Image Viewer
– удобный инструмент просмотра изображений, имеющий функции редактирования и организации фотографий. FastStone имеет широкий ассортимент базовых средств обработки изображений, поддерживает создание меток, просмотр данных EXIF и другие возможности комментирования и сортировки. Несмотря на то, что FastStone не имеет возможности выгрузки фотографий в соцсети или облачные хранилища, это прекрасный инструмент просмотра, редактирования и организации фотоархива, если вы храните его на одном компьютере.
Беcплатные программы для фотоколлекции | MAGIX Photo Manager 12
MAGIX Photo Manager 12
– самая последняя версия ПО линейки MAGIX Photo Manager, объединяющая в себе множество функций организации, редактирования и публикации изображений. При помощи инструментов организации можно разнести картинки по категориям и отсортировать по имени файла, дате создания или тематическим тегам. MAGIX задействует ряд функций редактирования изображений. Бесплатная версия не поддерживает такие функции, как монтаж панорам и автоматическая сортировка изображений, но, в целом, со своими задачами MAGIX Photo Manager 12 справляется хорошо.
Беcплатные программы для фотоколлекции | Phototheca
Phototheca
– бесплатный инструмент организации фотоархива, который не уделяет внимания сложным функциям редактирования, а вместо этого концентрирует усилия на приведении вашей фотоколлекции в порядок. Импортировав фотографии в базу Phototheca, их можно автоматически отсортировать по событиям (например, если фотографии были сделаны в один день или хранятся в одной папке), расположив на временной шкале. Затем к изображениям можно применить метки, приписать их к другим событиям или отсортировать по собственным альбомам. Кроме того, функция Smart Album позволяет создавать динамически обновляемые коллекции на основании выбранных критериев, например, типа камеры, даты создания или метки.
Беcплатные программы для фотоколлекции | DigiKam
DigiKam
– открытая платформа для организации фотографий, портированная на Windows и предлагающая широкий выбор функциональных возможностей. Коллекции изображений можно рассортировать по папкам, альбомам, меткам; таким образом, DigiKam – это достаточно гибкий инструмент, учитывающий ваши предпочтения при организации фотоколлекции. Метаданные, среди которых комментарии, рейтинги и другие критерии, можно просматривать, редактировать и хранить в базе данных SQLite или использовать их в файлах. Поддержка таблиц и формата RAW существенно облегчает процесс сравнения фото, а доступные в качестве плагинов дополнительные возможности значительно расширяют функциональность данного инструмента. Среди минусов решения – то, что данное приложение до сих пор находится в разработке и не может похвалиться стабильной работой на Windows.
Наводим порядок в компьютере: программы, которые сделают работу с фотографиями простой и удобной.
С тех пор как появились цифровые фотоаппараты и камеры в телефонах, мы ежедневно создаем, скачиваем и храним сотни фотографий. Некоторые из нас обладают природным даром систематизировать и упорядочивать информацию, остальным же приходится разгребать гигабайты файлов и папок с неочевидными названиями. И когда срочно нужно какое-то определенное фото, найти его бывает очень сложно, а порой и невозможно.
Отдельного внимания заслуживают библиотеки изображений, которые мы используем для работы. Например, дизайнеры могут собрать в одном проекте десятки фотографий с фотостоков, текстур и рисунков, копируя картинки из одной папки в другую и создавая бэкап за бэкапом. Это не только сжирает память компьютера, но и усложняет дальнейшую работу с изображениями, ведь потом будет трудно понять, где исходник, а где уже отредактированное изображение.
К счастью, решение есть. Мы расскажем о самых удобных способах и программах для систематизации и хранения изображений. С их помощью вы сможете не только быстро искать и находить нужные фотографии, но и проставлять рейтинги, формировать альбомы и многое другое без лишнего копирования.
Picasa
Бесплатный инструмент от Google. Она показывает все проиндексированные фотографии в виде удобной структуры папок. Вы можете дать программе просканировать весь жесткий диск в поиске фотографий, или выбрать определенные папки. По двойному нажатию на любое изображение оно развернется на полный экран и будут показаны базовые инструменты редактирования: кадрирование, выпрямление, настройка цвета и света или удаление эффекта красных глаз, среди всего прочего.
Есть и такие удобные функции, как распознавание лиц и гео-тэггинг. Вы сможете просканировать все фотографии и затем искать в базе конкретных людей. А гео-тэггинг позволит искать по месту съемки. Отдельного внимания заслуживает просмотр фотографий - удобный интерфейс и дополнительные инструменты для редактирования заслуживают того, чтобы сделать Picasa просмотрщиком по умолчанию.
Zoner Photo Studio Free
Бесплатная версия фоторедактора Zoner Photo Studio. Программа может копировать снимки прямо из фотоаппарата и позволяет обрабатывать их с помощью базовых инструментов и эффектов. Также вы сможете создать свою коллекцию фотографий, организовав её нужным вам образом, легко находить нужные изображения, печатать их, отправлять по email и публиковать в интернете.
В Zoner Photo Studio Free есть четыре основных панели управления: Импорт для загрузки фотографий, Менеджер для управления архивом на ПК, Редактор для обработки и улучшения снимков, а также Просмотрщик для обзора имеющихся изображений. Вкладка Менеджера включает древовидную систему отображение папок, навигационную и информационную панели. Если появится такая необходимость, то можно приобрести расширенную версию с большим функционалом.
StudioLine Photo Basic
Редактор и менеджер цифровых изображений. С ним можно упорядочить фотоархив и редактировать параметры фотографий. Есть интегрированная функция конвертера формата изображений, а также элементы графического редактора.
Поддерживаются стандарт IPTC, читает и редактирует метаданные EXIF, поддержка RAW. Чтобы пользоваться программой бесплатно необходимо на сайте разработчика запросить код активации, который будет выслан на ваш email.
Aperture
Если вы работаете на MAC, то вам нужно обратить внимание на Aperture - расширенный и более профессиональный аналог встроенного редактора iPhoto. Эта программа позволит каталогизировать, ранжировать и редактировать фотографии.
Помимо широкого функционала и возможностей, еще одним плюсом Aperture является то, что здесь осуществляется только неразрушительное редактирование файлов. Вместо изменения исходного файла, программа записывает и воспроизводит список осуществлённых над ним операций. Любое сделанное изменение в Aperture можно «откатить» назад без проблем, что избавляет от лишних дубликатов и ошибок. Правда, уже этой весной продажи Aperture будут остановлены, так как Apple выпустит новый продукт для работы с фотографиями - Photos for OS X.
Phototheca
Бесплатная программа для просмотра фотографий и организации личных фототек на компьютере. Удобный интерфейс в стиле Apple и большое количество разнообразных функциональных возможностей - далеко не все, чем может удивить этот софт.
В Phototheca можно скрывать снимки, а точнее, перемещать их в разделы, обозначенные как Safe. При дефолтных настройках программы, изображения из раздела Safe могут быть просмотрены только в Phototheca, кроме того, сами «сейфы» также можно сделать невидимыми на жестком диске.
MAGIX Photo Manager 15
Мощный инструмент для организации, редактирования и расшаривания фотографий. Можно систематизировать изображения множеством способов, например, по имени, дате или тематическим тегам. Есть функция автоматической организации фотографий путем сканирования и анализа содержимого.
Помимо всего прочего, разработчики позаботились о возможности восстанавливать удаленные по ошибке фотографии и находить дубликаты. Также можно защитить снимки паролем.
XnViewMP
Многофункциональное приложение для работы с графическими файлами на компьютере, являющееся расширенной версией программы XnView. По сути этот инструмент может считаться своеобразным медиа-браузером с опциями просмотрщика, конвертера и каталогизатора. Поддерживает просмотр более 500 различных графических форматов, а при сохранении (преобразовании) - до 50 форматов.
В XnViewMP можно конвертировать картинки и фотографии в различные форматы, в том числе и в пакетном режиме, что удобно при работе с большим объемом данных, можно просматривать и редактировать EXIF-информацию, делать скриншоты экрана, загружать данные на FTP-сервер, сайт или отправить по электронной почте, упорядочить графическую библиотеку по определенным параметрам и многое другое. Изображения можно обрезать, поворачивать, изменять размер, настраивать параметры яркости и контраста, применять различные эффекты и т. д. Радует и качественно продуманный интерфейс продукта, который выполнен наподобие проводника Windows, где все разложено и рассортировано для максимально продуктивного использования.
Независимо от того, какую программу вы выберете, вы получите желанный порядок в ваших фотографиях. Больше не будет мучительных поисков среди тысяч разрозненных файлов. Четкая организация позволит вам получать удовольствие от работы или просмотра памятных снимков без нервов и неожиданностей. А возможность редактировать снимки избавит от необходимости открывать фотошоп всякий раз, когда нужно подправить какую-нибудь мелочь.
Автор фото - dfulmer .
Если у нас чего-то много, нам нужен каталог, чтобы во всем этом разобраться. Если вы пришли в библиотеку, то поиск нужной книги возможен либо перебором всех книг, либо поиском по каталогу. Если он есть.
То же с фотографиями.
Часто можно слышать - мне это не нужно. Я не профессионал, я любитель. Действительно, если надо просмотреть 300-500 превью, это не проблема. Но архив фотографий как-то незаметно быстро вырастает до десятков и сотен тысяч фотографий. И ситуация с библиотекой повторяется.
Даже размещение фотографий в отдельных папках по поездкам или датам решит проблему только частично. Попробуйте в таком архиве найти, например, все фотографии лошадей, сделанные вами в разные годы. Думаете, все свои фотографии Вы помните наизусть? Скорее всего, это не так.
Метаданные
Основу любого каталога фотографий составляют метаданные.
Так называют данные о данных. Применительно к фотоснимкам это будут невидимые на картинке данные, которые сопровождают фотографию. Это и дата съемки, и модель камеры, которой снимок сделан, и данные о владельце камеры, и ключевые слова, описывающие изображение.
Камеры пока еще ничего не знают о сюжете снимка. По крайней мере, не вписывают ключевые слова автоматически. Это работа фотографа.
Сразу возникает вопрос - насколько это трудоемко?
Перед тем, как ответить на этот вопрос, поговорим о рабочем процессе.
Рабочий процесс и каталоги
Под понятием Workflow часто понимают обработку фотографий. Но это очень узкое определение. Рабочий процесс - это все шаги между получением начальных изображений (вход) и получением готового результата (выход). И правильная организация рабочего процесса - это и экономия времени, и денег, и более качественный результат.
Если говорить о каталогизации, есть много программ, которые позволяют его организовать.
Это и Aperture, и Extensis Portfolio, и iView, и Photo Mechanic…
Пожалуй, одна из самых распространенных - Lightroom, и рассматривать каталогизацию можно на ее примере. Тем не менее, основные принципы можно реализовать в любой из этих программ.
Пожалуй, основная задача - быстро найти нужные фотографии.
Представим, что у нас есть один диск (раздел) с фотографиями. Там находятся все наши фотографии.
Затем у нас есть еще один диск (раздел), на котором лежат
- каталог (скажем, SQL база данных)
- файлы превью наших фотографий.
При такой структуре мы всегда можем сказать, где, на каком физическом носителе лежат наши фотографии, а где наш каталог.
Возможная схема организации каталога
:
Каждая съемка путем импорта изображений копируется в наше хранилище фотографий и сразу помещается в каталог. Затем мы добавляем к фотографиям ключевые слова и рейтинги. Часто вместе с рейтингами выполняется базовая коррекция изображений. После чего наши фотографии становятся полноценной частью нашего архива. Их можно отфильтровывать по условию, собирать в коллекции и т.д.
Именование файлов
Камеры именуют файлы фотографий буквенным префиксом и порядковым номером. Это имя почти не содержит полезной информации. Мало того, эти имена могут повторяться.
Желательно поменять имя файла во время импорта на нечто более вразумительное.
Правила составления имени:
- длина имени - не более 31 символ, что включает себя 3 символа расширения.
- без пробелов. Пробелы по-разному кодируются в разных операционных системах, поэтому их использование в именах нежелательно. Загружая файлы на web сервер, вы, скорее всего, помещаете их в Unix систему. И очень может быть, что при наличии в имени пробелов файлы не будут найдены.
Кроме букв и цифр можно использовать подчеркивание, тире и точку для отделения имени от расширения.
- все буквы маленькие. Если смешивать маленькие и большие буквы, в некоторых операционных системах вы не сможете найти свои файлы.
Возможная схема именования:
- год, месяц, день съемки.
- имя, напоминающее о предмете съемки.
- 4 цифры порядкового номера.
Если мы работаем с черно-белыми копиями, в конец файла можно добавлять bw. Если это файл со слоями, то можно добавить l. И так далее.
Выработка такой персональной схемы позволит очень быстро находить файлы по имени. Даже если файл случайно перенесен в другую директорию.
Последовательность импорта файлов:
- копируем файлы (не перемещаем!) на диск с использованием предварительно созданного шаблона именования, информации об авторе, и настроек обработки. После того, как копирование вместе с изготовлением резервной копии выполнено, оригинальные файлы с флеш-карточек можно удалять.
На этапе импорта ключевые слова лучше не назначать из-за проблем со словами - омонимами. Позднее этой проблемы можно избежать назначением иерархических ключевых слов. Так, «кран» как строительный механизм и «кран» как элемент водопроводной системы будут восприняты иерархическим каталогом как разные понятия.
Лучше не начинать работать в режиме Previous import, в который мы попадаем сразу по завершению процедуры импорта, а перейти либо в файловую структуру, либо сделать коллекцию, так как часть функций (например, User order) в этом режиме не работают.
Не желательно перемещать файлы фотографий средствами операционной системы. Если это сделать, программа-каталогизатор «теряет» фотографии. Чтобы избежать потерянных файлов, все изменения местоположения фотографий лучше делать внутри программы.
Подписи к фотографиям (Caption)
Позволяют напомнить, что изображено на снимке. Очень полезны при съемках в путешествиях.
Используются поисковыми системами для индексирования изображений, выводя их в начальные строки результатов поиска.
Рейтинги
Идея установки рейтингов идет от способа сортировки пленочных слайдов, когда слайды раскладывались на световом столе, выбранные помечались точкой на рамке, из этих выбранных еще раз выполнялась выборка и помечалась второй точкой и т.д.
Флажки Pick и Rejected позволяют выполнить начальный отбор фотографий. Рейтинги от 1 до 5 звезд помогут в оценке удачности фотографии. Цветовые метки могут использоваться как способ пометки файлов по другим критериям (панорама под сборку, в портфолио, для агентства).
Рейтинги 5 и 6 (красный флажок) часто используют для отметки лучших фотографий.
Если сделать Smart Collection с отбором по 5 звездочкам или по «красному флажку», мы всегда будем иметь актуальное портфолио, в которое автоматически попадут лучшие фотографии.
Ключевые слова
В LR очень много сделано для упрощения добавления ключевых слов.
По возможности лучше использовать иерархические ключевые слова. Например, географическое положение:
Страна > Непал > Катманду > Пашапутинах
В случае использования неиерархических ключевых слов мы получаем длинный список не связанных между собой слов - это лучше, чем их полное отсутствие, но хуже, чем правильно построенная иерархическая система. К тому же иерархические ключевые слова проще «накладывать» на фотографии.
Из предыдущего примера: определив название места Пашапутинах мы одновременно заносим в каталог, что это в Катманду в Непале.
Назначение ключевых слов возможно несколькими путями:
- переносом фотографий на ключевое слово
- переносом ключевого слова на выделенные фотографии
- синхронизация метаданных
- использование «аэрозольного баллончика» для назначения ключевого слова (слов через запятую), или ластика для стирания слов,
- выделение фотографий и пометка их галочкой слева от ключевого слова
- начать набирать ключевое слово в соответствующем поле, а LR предложит уже существующие варианты.
- добавление одного иерархического ключевого слова из нижнего уровня иерархии автоматически добавляет и все вышестоящие слова из этой иерархии
Ключевые слова для публичного (при экспорте) и личного использования (public and private).
Личные (private) ключевые слова отличаются тем, что они не экспортируются при экспорте фотографий.
Часто private keywords используются для имен снимаемых людей, имен клиентов и прочих данных, не всегда желательных в импорте, но по этим параметрам желательно иметь возможность искать фотографии в каталоге.
Ключевые слова самого верхнего уровня иерархии часто не включают в экспорт.
Скажем, слово «страна» не несет при экспорте особенного смысла.
Если используются несколько типов названий одних и тех же сущностей (например, английские, русские и латинские имена растений или животных), их удобно помещать в базу ключевых слов как синонимы.
Пример ключевых слов верхнего уровня:
Action, Anatomy, Animals, Architecture, Art, Business, Cities, Clothing, Colors, Concepts, Continent, Countries, Directions, Disaster, Education, Energy, Environment, Ethnicity, Events, Expressions, Food, Gender, Government, Holyday, Landform, Light, Medical, Occupation, Oceans, Plants, Private, Religion, Seasons, Social, Sport, Transportation, Travel, Type, Weather, Wedding, World Location
Пример второго уровня: Animals -> amphibian, birds, fish, invertebrate, mammals, reptiles.
Пример иерархии: Durbar -> Kathmandu -> Nepal -> Countries.
Коллекции
Коллекции фотографий - это выборки из архива, сделанные либо вручную фотографом, либо по условию (Smart Collection). Внутри коллекции возможна расстановка фотографий в произвольной последовательности. Это полезно, например, при демонстрации слайд-шоу заказчику.
Стеки
Для тех, кто снимает панорамы или серии снимков (в том числе для HDR) полезной будет возможность организации фотографий в стопки-стеки. Стек позволит избежать длинных «рядов» похожих фотографий, каждая из которых по отдельности не представляет интереса.
Режим «Auto-Stack by capture time» позволяет автоматизировать сборку серий фотографий в стеки. Как можно догадаться из названия, этот режим объединяет в стеки фотографии, снятые с интервалом времени не более заданного. Может быть полезно при съемке панорам и серий.
Вывод
В статье была рассмотрена часть рабочего процесса фотографа, а именно каталогизация на примере LR.
Надеюсь, что последовательность описанных выше действий позволит упростить поиск ваших давних и текущих фотографий. Время, затраченное на организацию управляемого каталога и назначение ключевых слов, вернется сторицей при последующей работе с фото каталогом.
При написании были использованы материалы книг:
Martin Evening. Adobe Photoshop Lightroom 2 book.
Seth Resnick and Jamie Spritzer. The Photoshop Ligthroom Workbook.
А также видеокурсы с сайта Luminous-Landscape.com
В статье рассмотрена одна из тем, детально разбираемых на семинаре
© 2017 сайт
Чем больше вы фотографируете, тем более актуальной становится проблема организации фотоархива. Многие люди не утруждают себя подобными вопросами и просто сваливают все фотографии в стандартную папку под названием «Изображения» или «My Pictures», расположенную, естественно, в самом уязвимом месте, т.е. на системном диске. Со временем там скапливаются сотни, а затем и тысячи несистематизированных фотографий, и когда возникает необходимость найти в этом хаосе нужный кадр, приходится перелопачивать весь архив. Если же фотографии не собраны в едином каталоге, а, как это тоже нередко бывает, произвольно разбросаны по всему жёсткому диску, то поиск конкретного снимка, а то и целой фотосессии может стать весьма нетривиальной задачей. Мы даже не говорим о рисках, связанных с переустановкой операционной системы, или, что ещё хуже, переездом на новый компьютер.
Словом, чем раньше вы озаботитесь вопросом правильной организации хранения фотографий, тем проще вам будет, когда количество снимков в вашем архиве вырастет до десятков тысяч.
Где хранить фотографии?
Однозначно не на системном диске. И уж точно не в стандартной папке «Pictures», которую могут использовать для своих сомнительных целей самые разные приложения. Для хранения фотографий я рекомендую вам выделить как минимум отдельный логический диск. Ещё лучше, если это будет отдельный винчестер, благо, стоят они на сегодняшний день недорого.
Программы-каталогизаторы
В общем-то, для организации фотоархива можно обойтись и без каких-либо специальных программ. Используя любой универсальный файловый менеджер, вроде Проводника Windows или Total Commander, вы можете вручную перетащить файлы с камеры на винчестер и раскидать их по папкам. Однако подобные менеджеры не приспособлены для работы именно с изображениями (особенно с большим количеством изображений), и потому не позволяют толком ни сортировать, ни просматривать, ни переименовывать снимки, ни тем более присваивать им рейтинги. Для всех этих целей лучше воспользоваться какой-нибудь специализированной программой для просмотра и каталогизации изображений.
Лично я пользуюсь Nikon ViewNX-i и Adobe Bridge. Более серьёзные фотографы предпочитают Photo Mechanic. Это дело вкуса.
Популярный RAW-конвертер Adobe Lightroom содержит свой собственный встроенный каталогизатор (модуль Library) с весьма достойным функционалом. Почему я им не пользуюсь? Всё дело в том, что в Lightroom мы работаем не с файлами и папками как таковыми, а с некими виртуальными каталогами (Apple Aperture действует схожим образом). Мне эта идея совершенно не по душе. Я предпочитаю работать непосредственно с живыми файлами, лежащими в настоящих каталогах, куда я их собственноручно помещаю, и всегда чётко представлять, где находятся все мои фотографии на любых этапах их редактирования. Lightroom же считает, что он умнее фотографа, и постоянно путается под ногами. Впрочем, это моё личное мнение и я вам его не навязываю, тем более что многих система лайтрумовских каталогов полностью устраивает.
Структура папок
Можно выделить два основных подхода к построению иерархии папок. В первом случае отправной точкой служит дата, а во втором – предмет или место съёмки.
Группировка по годам является наиболее распространённым способом организации фотографий. Выглядит это обычно следующим образом: каждый год вы создаёте новую папку, имя которой соответствует текущему году, и уже внутри этой папки создаёте каталоги для каждой конкретной фотосессии или тематической группы фотосессий. На следующий год вы переходите к новой папке. Получается примерно такая структура:
- Фотоархив
- Поход в зоопарк
- Поездка в Ергаки
- День рождения бабушки
- Концерт «Disaster Area»
Если какие-то однотипные события повторяются, можно добавить дополнительные уровни, например вот так:
- Туризм
- Кольский полуостров
- Подмосковье
- апрель 30 - май 1
- июнь 18-19
- июль 25-31
Ваша структура может выглядеть иначе – желательно, чтобы она соответствовала именно вашим потребностям. Иными словами, у вас должен быть определённый план, позволяющий упорядочить ваш архив.
Для событий, повторяющихся регулярно из года в год, целесообразно использовать первичную группировку не по году, а по событию. Например, если вы каждую зиму ездите в Хибины кататься на лыжах, то стоит в корневом каталоге создать папку «Хибины», а уже в ней соответствующие каждому году подпапки: «2014», «2015», «2016» и т.д.
Можно упорядочить фотографии, разделив их на жанры: «Предметная съёмка», «Портреты», «Путешествия», «Макросъёмка» и пр. Каждая из этих папок может быть разбита на подразделы в соответствии со своим содержимым. Например, если бы я снимал свадьбы, то у меня была бы большая папка, озаглавленная «Свадьбы», в ней папки для каждого года, а уже в них – для каждой конкретной свадьбы.
Словом, проявите фантазию. В любом случае вам придётся создать свою собственную иерархию каталогов, поскольку только вы можете иметь адекватное представление о качественном и количественном составе своего фотоархива. Важно, чтобы логика построения иерархии была для вас прозрачной и позволяла без большого труда отыскать нужные снимки даже спустя годы. Это означает, что единожды определившись с организационными принципами, которые вы будете применять к своим фотографиям, вы должны стараться последовательно придерживаться этих принципов в дальнейшем. Впрочем, нет ничего плохого в том, чтобы раз в несколько лет перебирать свой архив и вносить определённые коррективы в его организацию. Главное, не пускать дело на самотёк.
Как быть с различными форматами?
Один и тот же снимок может существовать в нескольких форматах. Например, вы снимаете в RAW , затем конвертируете файлы в TIFF, а после обработки в Фотошопе сохраняете конечный результат как JPEG. При этом вы бы не хотели удалять исходные файлы, поскольку они могут вам пригодиться в будущем. Как это увязать с описанными выше способами каталогизации? Есть несколько путей.
Во-первых, можно сохранять производные файлы в тех же папках, что и исходные. Единственный плюс данного способа в том, что все файлы, относящиеся к одному снимку, лежат в одном месте. Основной же минус в том, что в одной папке скапливается слишком много файлов (зачастую с одинаковыми именами), которые крайне редко бывают нужны единовременно, что сильно затрудняет сортировку и просмотр фотографий.
Во-вторых, в каждой конечной папке вашего фотоархива можно создать отдельные папки для каждого формата, например «RAW» и «TIFF». Однако это значительно усложняет и без того изрядно разветвлённую структуру каталогов.
И, наконец, в третьих, можно создать несколько отдельных архивов, причём структура папок в каждом них может быть как параллельной, так и совершенно независимой.
Пример метакаталога
На жёстком диске, выделенном для хранения фотографий, у меня имеется большая папка «Photos». Она разбита на следующие 5 подпапок: «1 - New», «2 - Workflow», «3 - RAW», «4 - Edited» и «5 - Stock». Их содержимое и внутренняя структура таковы:
Пака «1 - New» предназначена для свежеотснятого материала. Снимки там подолгу не задерживаются, и потому необходимость в развитой структуре отсутствует. Каждый раз, подключая камеру к компьютеру, я создаю в папке «1 - New» новую папку с порядковым номером, обозначающим конкретную фотосессию, и переписываю туда все имеющиеся на карте памяти RAW-файлы. Когда у меня появляется время, я возвращаюсь к этой папке и сортирую её содержимое: часть фалов перемещается в папку «2 - Workflow», а остальное удаляется, после чего удаляется и сама папка. Одновременно в папке «1 - New» у меня живёт не более десяти папок.
В папке «2 - Workflow» лежат те файлы (как RAW, так и TIFF) с которыми я работаю в настоящее время. Они могут быть свалены в одну кучу, а могут быть разнесены по временным папкам. По завершению обработки RAW-файлы (вместе с файлами настроек.xmp) отправляются в папку «3 - RAW», а конечные TIFF или JPEG файлы – в папку «4 - Edited».
Папка «3 - RAW» разбита по годам, а годы по кварталам. Я крайне редко возвращаюсь к старым RAW-файлам, а потому подобного механического способа организации вполне достаточно.
Папка «4 - Edited» – самая главная папка моего фотоархива. В ней хранятся конечные варианты отредактированных фотографий. Она разбита на многочисленные папки, соответствующие основным жанрам и регулярно посещаемым локациям, а каждая из этих папок подразделяется в свою очередь либо по дате, либо по месту, либо по конкретному предмету съёмки – в зависимости от того, какой иерархический принцип я счёл наиболее уместным в том или ином случае. Подробнее об этом мы говорили выше.
Кроме того, я упомянул папку «5 - Stock». Туда помещаются копии файлов из папки «4 - Edited», предназначенные для коммерческого использования. Внутренняя структура папок здесь весьма специфична, а, главное, непостоянна и переменчива, в связи с чем, мы не будем заострять на ней своё внимание.
Очевидно, что мой подход к каталогизации фотографий подходит далеко не для всех, но мне хотелось показать вам общий принцип организации фотоархива, с тем, чтобы вам было проще придумать собственную систему.
Имена файлов
К сожалению, большинство фотокамер дают снимкам бессмысленные имена вида «DSC_0001». Такие названия мало того что не несут никакой информации о снимке, так ещё и таят в себе немалую опасность. После того как вы отснимете 9999 кадров (а это произойдёт быстрее, чем вы думаете) счётчик обнулится и имена файлов начнут повторяться. Если файлы с идентичными именами попадут в одну папку, вы рискуете либо попросту утратить более ранние снимки, либо, если повезёт, получить совсем уж странные пары имён вроде «DSC_0001» и «DSC_0001 (1)».
Выход? Правильно. Переименовывать все файлы без исключения, чтобы их имена были, во-первых, полностью уникальными, и, во-вторых, содержали в себе хоть какую-то сортировочную информацию.
Все приличные программы-каталогизаторы позволяют переименовывать снимки в автоматическом режиме по заданному шаблону, так что эта работа не отнимает много времени. Лучше всего переименовывать файлы непосредственно в момент импорта их на компьютер, и уж в любом случае это нужно сделать до того, как они отправятся на хранение в основной архив.
Имена файлов можно составить по следующей схеме: <дата>_<место или событие>_<порядковый номер>. Например, «140812_Прага_0086». Это имя уникально и информативно. Оно говорит о том, что снимок был сделан в 2014 году в августе месяце 12 числа в городе Праге и имеет порядковый номер 86. Файлы с подобными именами отлично сортируются и их очень легко искать, пользуясь стандартными поисковыми функциями операционной системы или файлового менеджера.
Как и в случае со структурой каталогов вы вольны придумать собственный шаблон имени файла. Имя может начинаться не с даты, а с места или предмета съёмки; можно обойтись только датой и порядковым номером; можно ввести дополнительные переменные, взятые из метаданных, вроде модели фотоаппарата или фокусного расстояния объектива. Выбор за вами. Главное здесь – системность, единообразие и постоянство.
Резервное копирование
Необходимость резервного копирования настолько очевидна, что об этом, кажется, не стоило бы и напоминать, но я всё-таки напомню, поскольку и сам иногда забываю сделать бэкап. В один прекрасный день жёсткий диск со всеми вашими фотографиями без какого бы то ни было предупреждения накроется медным тазом, причём сделает это в самый неподходящий момент. Это абсолютно неизбежно. Если с вами такого ни разу не происходило, то, возможно, вы просто ещё недостаточно долго занимаетесь фотосъёмкой. В любом случае нужно быть готовым к худшему.
Купите внешний жёсткий диск и регулярно копируйте туда содержимое своего фотоархива. С периодичностью определитесь сами. Можно делать копирование раз в неделю, а можно совмещать эту процедуру с импортом новых снимков на компьютер – как вам будет удобно. При желании можно даже наладить автоматическую синхронизацию двух дисков.
Если вы не боитесь прослыть параноиком, можно завести сразу два диска для резервного копирования и один из них хранить вне дома (в гараже, у родственников, в банковской ячейке – где угодно). Копирование осуществляется на тот диск, что под рукой. Раз в неделю (или с иной периодичностью) диски меняются местами. Так вы получаете шанс сохранить большую часть своих фотографий даже в том случае, если на ваш дом упадёт метеорит.
Спасибо за внимание!
Василий А.
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.